библиотеки в электронном веке
Эксперты считают, что действующие программы не учитывают познавательные и психологические особенности учеников.
Ученые Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) запустили проект модернизации методической подготовки педагогов и методических служб. Эксперты считают, что действующие программы не учитывают познавательные и психологические особенности развития детей. Об этом сообщили в пресс-службе вуза.
Исследователи МГППУ отмечают тревожную тенденцию: растет число школ с низкими образовательными результатами. Проанализировав основные профессиональные образовательные программы и рабочие программы педвузов, они пришли к выводу, что методическая подготовка нуждается в модернизации.
"Сегодня будущих педагогов в основном готовят только к преподаванию учебного предмета. Многие существующие программы закладывают в сознание будущего специалиста установку, что главное в их деятельности – это спроектировать и реализовать нормативную последовательность действий, которая задает логику усвоения учебной темы", – рассказал профессор факультета "Психология образования" МГППУ Евгений Исаев.
Ученый объяснил, что в этом случае, например, для учителя математики важно, чтобы дети научились делить дроби (учебная тема), но перед этим они изучают числитель и знаменатель, сложение и вычитание дробей (логика усвоения). То есть, чтобы освоить содержание темы, ученикам нужно осуществить определенную последовательность действий. Именно на освоении учебного предмета и стоит акцент в большинстве методических рекомендаций, если изучить их содержание.
"Мы установили, что в педагогических вузах будущих специалистов не готовят к работе с возможными ошибками, которые могут быть допущены обучающимися при освоении конкретных учебных тем и вопросов, определяемые особенностями их познавательного развития", – отметил Исаев.
Эксперты считают, что педагоги не умеют своевременно выявлять причины учебных затруднений школьников и оказывать им оперативную педагогическую помощь, а также не координируют свою работу с психологической службой. Методическая подготовка педагога должна стать продолжением его психолого-педагогического обучения и строиться с опорой на возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, считают исследователи.
"Модернизация методической подготовки педагога и методической службы школы возможна на основе профессионально ориентированного психологического знания. В развивающем образовании цель педагогической деятельности состоит в развитии личности обучающегося, его учебно-познавательных, коммуникативных способностей, умений сотрудничества, в формировании научно-теоретического сознания. Учебный предмет – это средство для достижения цели", – отметил Исаев.
Кроме того, по словам специалистов МГППУ, на сегодняшний день методическая подготовка педагога не сопряжена и с его психологической подготовкой. Особенно остро это проявляется в инклюзивном образовании.
Практически значимым результатом проекта станет обоснование содержания и технологии формирования психологической составляющей методической подготовки будущего учителя – учителя для развивающего образования. Результаты проекта будут положены в основу проектирования цифровых образовательных сред методической подготовки педагога, в том числе с использованием возможностей искусственного интеллекта.
Проект МГППУ получил название "Формирование психологической компоненты методической подготовки будущего учителя, необходимой для анализа причин ошибок учащихся в целях развития их предметного/понятийного мышления в процессе решения учебных задач". Он уже получил положительное заключение Российской академии образования, Министерства науки и высшего образования и Министерства просвещения.