библиотеки в электронном веке
Систему высшего педагогического образования ожидают такие глобальные изменения, каких давно в ней не происходило. Перспектива возвращения специалитета, беспрецедентная финансовая поддержка от государства, новая концепция «педагогического ядра» — вот лишь некоторые из преобразований, что мы обсудили с ректором Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого Константином Андреевичем Подрезовым.
Большие перемены
— Константин Андреевич, прежде всего, поздравляем Вас с официальным назначением на должность ректора. Расскажите, пожалуйста, о ближайших ключевых изменениях в вузе.
— На этот вопрос проще ответить, что в университете не изменится, потому что перемен предстоит действительно много.
Больше года назад педагогическим вузам выделили дополнительные 10 миллиардов рублей на развитие материально-технической базы, что дало колоссальный импульс к преобразованиям.
Во всех педуниверситетах создали технопарки универсальных педагогических компетенций, что повело за собой изменение образовательных программ, введение новых образовательных модулей, развитие сети дополнительного образования.
В этом году в ТГПУ им. Л. Н. Толстого откроются площадки для демонстрационных экзаменов, методические кабинеты по физике, химии, технологии, биологии, будут проведены ремонтные работы. Это не латание дыр, а создание целостной инфраструктуры в вузе. В плане материально-технической базы то, что университет представлял собой два года назад, и то, каким он будет через год, — это очень большая разница.
— Какие у Вас ожидания от внедрения новой концепции «ядра высшего педагогического образования» в систему подготовки педагогических кадров?
— Трансформация образовательного процесса в концепции так называемого педагогического ядра предполагает создание универсальных рамок подготовки учителей независимо от того, в каком педагогическом вузе они учатся.
За те 10 лет, пока действовали федеральные образовательные стандарты, мы ушли от триады «знать, уметь, владеть» к понятию «компетенции», и каждый педагогический вуз, получив образовательные свободы, по-своему выстроил у себя образовательный процесс. Я не говорю, что где-то это получилось плохо, просто везде вышло по-разному. В итоге в одном вузе учителей готовят так, в другом — иначе. Но диплом-то мы выдаем государственного образца, и во всех российских школах все еще действует единый стандарт обучения тому или иному предмету.
Словом, систему подготовки педагогических кадров нужно было унифицировать, для чего и был выбран вектор на создание «педагогического ядра».
Педуниверситеты должны утвердить новые рабочие программы и учебные планы в рамках новой концепции к июлю 2022 года.