библиотеки в электронном веке
Счетная палата проанализировала, насколько эффективным оказался Проект 5-100, главной задачей которого было повысить конкурентоспособность российских вузов и помочь как минимум пяти из них войти в первую сотню ведущих мировых университетов. Напомним, Проект 5-100 стартовал в 2013 году, а завершился в 2020-м. В проект вошел 21 университет.
Эксперты счетной палаты отмечают: участниками Проекта 5-100 "стала принципиально неоднородная группа вузов, для которой тем не менее устанавливался одинаковый набор целевых параметров и показателей результативности". Несмотря на то, что требования на входе были одинаковыми, в проекте смогли принять участие и узкоспециализированные вузы (например, МГМУ им. Сеченова), и вузы, которые готовят выпускников по гораздо более широкому "профилю" (например, Казанский федеральный университет или РУДН). Разным был и стартовый объем финансирования: например, у того же Сеченовского университета он в семь раз превышал показатели Балтийского федерального университета.
Очень разными оказались вузы и по среднему баллу ЕГЭ студентов-очников бюджетных отделений. К примеру, у МФТИ в 2012 году этот показатель составлял 90,4 балла, в то время как у Самарского научно-исследовательского университета - 67,0. Участниками Проекта 5-100 стали очень разные по уровню потенциала вузы.
За 7 лет проекта вузы-участники получили более 80 млрд рублей господдержки. Удалось ли достичь поставленных целей?
В Счетной палате подчеркнули: "Произошло более чем троекратное увеличение числа российских университетов, входящих в публикуемую часть (тысяча университетов) международных институциональных рейтингов ARWU, THE и QS: с 15 в 2012 году до 51 в 2020 году".
Причем, восемь вузов-участников проекта вошли к 2020 году в первую сотню международных предметных (отраслевых) рейтингов: КФУ, МФТИ, МИСиС, Томский политех, ВШЭ, МИФИ, Новосибирский госуниверситет, ИТМО.
- Проект 5-100 сыграл значительную роль в повышении видимости и значимости российского высшего образования и науки в мировом научно-образовательном пространстве, - прокомментировал отчет Счетной палаты руководитель Проектного офиса Проекта 5-100, врио директора ФГАНУ "Социоцентр" Борис Филиппов. - В 2020 году Проект 5-100 завершился, продемонстрировав результаты, которые свидетельствуют о том, что поручение Президента по наращиванию научно-исследовательского потенциала и повышению глобальной конкурентоспособности российских университетов выполнено. Число университетов - участников Проекта 5-100, представленных в ведущих мировых рейтингах, за период 2012-2020 годов расширилось в два раза: с 10 до 20 университетов.
Но, увы, по данным Счетной палаты, ни одному из 21 вуза-участника не удалось войти в первую сотню ведущих мировых университетов в международных институциональных рейтинга ARWU, THE и QS. Таким образом, эксперты Счетной палаты делают вывод: "формально целевой показатель Проекта 5-100 был достигнут не на институциональном, а на предметном уровне: восемь университетов - участников Проекта 5-100 к 2020 году вошли в число ста ведущих университетов мира согласно отдельным международным предметным рейтингам".
Вместе с тем за время Проекта 5-100 произошло усиление роли российской университетской науки. Так, удельный вес публикаций университетов проекта в общем числе российских публикаций в Web of Science, вырос с 17,4 % в 2012 году до 33,3 % в 2019 году.
Также стал явно заметен разрыв между вузами - участниками программы господдержки и университетами, которые эту поддержку не получали. Именно в вузах Проекта 5-100 сконцентрировались и финансы, и кадры, именно сюда шли наиболее перспективные студенты и исследователи.
- Университеты Проекта выстроили систему управления с учетом лучших мировых практик, провели работу по омоложению кадрового состава, нарастили компетенции своих сотрудников, повысили узнаваемость брендов университетов за границей, - рассказал Борис Филиппов. - Активное развитие науки, проведение исследований по наиболее актуальной на мировой арене тематике, открытие новых лабораторий, привлечение к работе ведущих мировых ученых способствовали укреплению позиций российской науки в мире. Эти результаты свидетельствуют об эффективности инициированной государством программы поддержки российского высшего образования.
"По характеру поставленных целей Проект 5-100 имел преимущественно догоняющий характер, однако его реализация позволила сформировать в стране группу университетов-лидеров, а также встроиться в мировые тенденции реализации программ академического превосходства и усилить масштаб и значимость университетской науки", - говорится в отчете Счетной палаты.
Опыт Проекта 5-100 несомненно будет учтен в новом проекте "Приоритет - 2030" - программе стратегического академического лидерства вузов. Свои рекомендации Счетная палата направит в правительство.