Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Россия формирует кадровый потенциал в сфере искусственного интеллекта

Вопрос развития кадрового потенциала для создания технологий искусственного интеллекта (ИИ) сегодня стоит особенно актуально перед экономикой страны. За несколько лет в рамках федерального проекта «Искусственный интеллект» был создан каркас системы подготовки специалистов для отрасли.

Так, Минобрнауки России совместно с Альянсом в сфере искусственного интеллекта, университетами и технологическими компаниями разработали модель компетенций в области ИИ. В ее основе лежит базовая модель профессий и компетенций Альянса, которая описывает требования к современным специалистам в сфере искусственного интеллекта в привычном вузам формате. При этом она является достаточно гибкой для того, чтобы конкретные вузы могли отражать в программах свою специфику.

На основании модели компетенций разработаны и апробированы образовательные программы бакалавриата и магистратуры по ИИ. Начиная с 2022 года на данные программы поступили более 3,2 тыс. человек в 88 вузах в 56 регионах России. В 2023 году уже принято более 5 тыс. человек.

Заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Дмитрий Афанасьев отметил, что к 2030 году планируется выпустить не менее 15,5 тыс. универсальных разработчиков, владеющих современными компетенциями в области ИИ. В их числе должно быть не менее 1 тыс. выпускников, которые должны уметь не только использовать уже существующие технологии, но и создавать и выпускать на глобальный рынок собственные продукты и технологии ИИ.

«Глобальные вызовы требуют активизации усилий и энергичных мер, с тем чтобы мы могли обеспечить бурно растущий сектор исследования, разработок и прикладного применения ИИ квалифицированными кадрами в нужном количестве и с необходимым качеством подготовки», — отметил Дмитрий Афанасьев на проектно-консультационном семинаре в Российском экономическом университете имени Г. А. Плеханова.

Компетенциями в области ИИ должны овладеть специалисты самых разных отраслей экономики. На первом этапе предлагается отобрать 11 приоритетных отраслей, в которых специалисты с компетенциями в области ИИ наиболее востребованы — от медицины до транспорта. Для этого предстоит разработать новые модели компетенций, в том числе и отраслевые, а на их основе — соответствующие образовательные программы высшего образования.

Кроме того, в 2022 году Минобрнауки России при участии Альянса и крупнейших отечественных цифровых компаний разработан образовательный модуль «Системы искусственного интеллекта». Этот модуль или его разделы уже включили в программы высшего и дополнительного профессионального образования 540 образовательных организаций по всей стране.

«Альянс в сфере ИИ, представляющий интересы крупнейших работодателей в технологическом секторе, обеспечивает всестороннюю поддержку развития образования и науки в этой области. Наша задача — существенно сократить дефицит профильных кадров и повысить уровень подготовки специалистов в вузах. С этой целью на базе модели профессий и компетенций Альянс проводит профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ, курсы повышения квалификации преподавателей, создает рейтинг вузов по качеству подготовки специалистов в области ИИ. Наши совместные с Минобрнауки усилия уже приносят первые плоды в виде более 100 новых, отвечающих требованиям рынка образовательных программ, широкого внедрения универсального модуля «Системы ИИ» в вузах по всей стране», — рассказала директор Альянса в сфере ИИ Наталия Мальцева.

Отдельно стоит задача повышения квалификации преподавателей для более качественной реализации новых образовательных программ по ИИ. На сегодняшний день переподготовку прошли более 3 тыс. человек, в дальнейшем эту практику планируется масштабировать на педагогов всех уровней образования от школ до университетов. Для создания таких программ обучения будут привлечены специалисты технологических компаний, которые занимаются тематикой использования ИИ.

 

Источник: Минобрнауки