библиотеки в электронном веке
С 1 сентября по 1 декабря 2023 года Рособрнадзор реализует масштабный проект по аккредитационному мониторингу системы образования. Участие в нем примут более 43 тысяч образовательных организаций и их филиалов (школы, колледжи и вузы), рассказал в ходе пресс-конференции руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев.
Аккредитационный мониторинг проводится впервые и представляет собой стандартизированное наблюдение за выполнением организациями, осуществляющими образовательную деятельность, определенного набора аккредитационных показателей, характеризующих качество образования.
Анзор Музаев напомнил, что с 2022 года действует новая модель аккредитации образовательной деятельности. В условиях бессрочной государственной аккредитации образовательной деятельности и моратория на проведение контрольно-надзорных мероприятий аккредитационный мониторинг является инструментом обеспечения гарантий получения качественного образования гражданами со стороны государства. «Чтобы вовремя увидеть проблемы, которые могут возникать, чтобы вовремя мы, учредители, регионы могли принять правильные управленческие решения, реализуется аккредитационный мониторинг», — рассказал Анзор Музаев.
Он отметил, что перечень показателей, по которым будут оценены образовательные организации, выработан по результатам обсуждения с экспертным сообществом. Показатели аккредитационного мониторинга сформированы так, что позволяют оценить кадровый состав, задействованный в реализации образовательных программ, качество подготовки обучающихся на входе и на выходе, образовательную среду, ориентированность на рынок труда.
В ходе первого аккредитационного мониторинга образовательные организации будут вносить данные в систему самостоятельно. Руководитель Рособрнадзора предупредил руководителей образовательных организаций об ответственности за внесение в систему недостоверных данных. «Все данные, внесенные в систему, мы будем перепроверять. Выявление фактов подтасовки – это тот индикатор, на основании которого мы можем провести контрольно-надзорные мероприятия. Мы все образовательные организации предупредили об этом», — заявил Анзор Музаев.
Советник руководителя Рособрнадзора, руководитель Ситуационного центра Рособрнадзора по организации и проведению аккредитационного мониторинга системы образования Наталья Алтыникова рассказала, что анализ результатов мониторинга будет проводиться в разных разрезах: по регионам, направлениям подготовки, на уровне отдельных образовательных организаций и в масштабе всей страны.
Участники пресс-конференции подчеркнули, что по итогам мониторинга никаких мер административного характера в виде лишения и приостановления лицензии или государственной аккредитации не предусмотрено. Собранные данные позволят работать с образовательными организациями, не набравшими необходимое количество баллов по тому или иному показателю, выявить причины сложившейся ситуации, выработать комплекс мер по достижению порогового значения и дать действенные рекомендации по повышению качества образования.
«Мониторинг проводится не для того, чтобы кого-то наказать, а чтобы увидеть честную, правдивую ситуацию, выявить проблемы, посмотреть им в глаза и поставить на этой основе наиболее адекватные задачи, направленные на развитие системы образования. Это первый мониторинг, который позволит увидеть ситуацию. Дальше у образовательных организаций будет три года до проведения нового аккредитационного мониторинга, чтобы через программы развития, различные комплексы мер обеспечить достижение этих показателей, а значит добиваться повышения качества образования», — пояснила Наталья Алтыникова.