Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Романтика ушла — сегодня в «Макаровку» идут за востребованной профессией

Интервью с ректором Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова Сергеем Олеговичем Барышниковым.

 

Этот вуз занимает особое положение среди высших учебных заведений. Дисциплина — как в военной академии, при этом студенты и курсанты получают серьезное техническое образование. Разговор с руководителем ГУМРФ получился таким же разносторонним. Поговорили и о мотивации абитуриентов, и о востребованности выпускников, и о том, как лично Сергею Барышникову неверие в его способности дало путевку в жизнь.

Не гражданские, но и не военные: специфика морского образования

— Сергей Олегович, в 2012 году Морская академия имени адмирала С. О. Макарова была присоединена к Санкт-Петербургскому госуниверситету водных коммуникаций. Вы стали первым ректором нового объединенного университета. Что вузу дало это объединение?

— В те годы проводилась активная политика по укрупнению вузов, и многие ее тогда критиковали за то, что при объединении смешивают «кислое с пресным». В нашем случае получилось иначе.

В Санкт-Петербурге было два вуза, которые шли параллельными курсами. «Макаровка» была более раскручена, это название было многим известно. А вот с узнаваемостью Университета водных коммуникаций возникала заминка: откровенно говоря, бренд этого вуза не работал. При этом Университет водных коммуникаций в три раза превосходил Морскую академию по численному составу и по количеству преподаваемых специальностей.

Что стало после объединения? Во-первых, теперь нет распыления сил, создан учебно-тренажерный центр, который нужен был и в одном учебном заведении, и в другом. Это существенно сократило расходы. Во-вторых, мы исключили ненужную конкуренцию между нашими вузами.

Когда академию и университет объединили, я предложил, чтобы новый вуз сохранил имя адмирала С. О. Макарова. Считаю это важным, потому что флот держится на морских традициях. Всё время говорю: не трогайте ни одной пуговицы на мундире моряка.

— Высшее техническое образование привлекательно для абитуриентов тем, что можно получить востребованную и хорошо оплачиваемую специальность. В чем специфика морского образования как разновидности технического?

— Наше образование связано с транспортом. Все привыкли к тому, что транспорт работает как часы. Стоит только одному поезду или кораблю не прийти вовремя, одному самолету задержаться, сразу происходит коллапс. Так что для наших обучающихся крайне важна дисциплина.

Я часто привожу такой пример. Одно время в Великом Новгороде местные власти настаивали, чтобы мы открыли там свой филиал. Я был против: где Новгород, а где — море? Но на меня продолжали давить. Наконец, я прямо спросил: зачем вам моряки-то в городе? На что мне ответили: «Как зачем? Если в городе моряки — значит будет порядок». Это правда. У нас, как у военных, если поступил приказ, он не обсуждается и должен быть выполнен.

Вместе с тем не подумайте, что мы обучаем солдафонов. Наши ребята хорошо воспитаны, носят форму, они танцуют, поют. В этом тоже наша специфика: мы не гражданские, но и не военные.

Читайте интервью полностью на портале Ректор говорит!