Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

«Придать дополнительный импульс»: новый ректор ТИСБИ об истинных и ложных ориентирах высшего образования

Университет управления «ТИСБИ» основан в 1992 году Нэллой Матвеевной Прусс, которая долгое время его и возглавляла. Некогда «Татарский институт содействия бизнесу», а ныне полноценный бренд, чье название-аббревиатура больше не требует расшифровки, сегодня является первым негосударственным вузом Республики Татарстан. В университете готовят управленцев, юристов, экономистов, программистов, педагогов-психологов и педагогов в системе дошкольного образования.

За практически три десятилетия, прошедших с момента основания, вуз прочно закрепился в Татарстане: университет получил государственную аккредитацию и сформировал свою репутацию. Долгое время все его развитие было прочно связано с одной фигурой — личностью его основательницы, однако в этом году она выбрала себе преемника — им стал Лопатин Алексей Александрович.

Мы поговорили с новым ректором Университета управления «ТИСБИ». В интервью Алексей Александрович, кандидат технических наук, доцент, рассказывает о своем выборе, человеческой принципиальности, истинных и ложных ориентирах высшего образования.

Ставка на сохранение и приумножение

Смена руководства — стресс для большинства организаций. Для сотрудников любого вуза, который возглавил новый человек, самый главный вопрос — какой курс в развитии университета будет выбран: новации и кардинальные изменения или сохранение достигнутого и движение по привычной колее.

«Система высшего образования в целом очень патриархальна, это её и спасает от многочисленных попыток реформ за последние 30 лет, — делится своим видением Алексей Александрович. — Я считаю, что к системе образования в общем и к университету как ее единице нельзя подходить с точки зрения революции — все это ни к чему хорошему не приводит».

Руководитель в новом для себя вузе, он уверен, что «в чужой монастырь со своим уставом не ходят». Ректор ТИСБИ рассказывает, что важно учитывать корпоративную культуру, гармонично встраиваться в уже сформированную экосистему, но не перекраивать ее под себя: «Обогащать окружающий мир за счет привнесения чего-то нового стоит обязательно. Но это ни в коем случае не должен быть процесс революционный — только эволюционный».

По его словам, правильность такого подхода следует из самой истории формирования академической сферы. Аристотелевские классы, посвященные основам научной философии, логики, этики, политики, искусства, появились более 2000 лет назад; в классическом виде университеты существуют начиная с XI века и за последнюю тысячу лет они не претерпели кардинальных изменений с точки зрения содержания и формы.

«В любой системе — хоть англосаксонской, хоть в немецкой, да и у нас в стране — система образования достаточно медлительная, — убежден ректор. — Это ее и спасает от каких-либо резких движений. И правда, родителям меньше всего хотелось бы отдавать детей в вузы, работающие по новым принципам, потому что от такого обучения результат неизвестен».

За эту традиционность, не противоречащую новациям, но не ставящую их во главу угла, и выступают в вузе. За свою практически тридцатилетнюю историю Университет управления «ТИСБИ» успел себя зарекомендовать как один из самых серьезных образовательных центров всероссийского уровня по социогуманитарным направлениям в Республике Татарстан и за её пределами. Университет — в первой десятке в своей категории в стране, один из тех немногих негосударственных вузов, который выжил и успешно развивается.

Поэтому вопрос смены ректора в вузе — это вопрос сохранения и приумножения достигнутого: «Фактически речь идет о том, чтобы новый человек придал дополнительный импульс».

Но следование единожды заданному направлению не гарантирует постоянного развития университета. Важно еще и вливание новой крови.

«Обратите внимание на то, как в западной системе реализована эта практика, — продолжает ректор ТИСБИ, — там, как правило, специалист не занимает управленческие позиции в том вузе, в котором он учился, развивался, работал. Есть такое понятие — инбридинг, “вырождение”. Это справедливо и для исследовательской системы, и для управления университетом, который должен обогащаться, воспринимать другую культуру».

Работа, которая меняет окружающий мир

Свой переход в ТИСБИ Алексей Лопатин воспринимает как точку роста:

«Я много чем занимался в своем родном университете — в КНИТУ — КАИ им. Туполева, я очень ему благодарен: там я вырос и воспитался. У меня были прекрасные наставники, которые помогали и поддерживали. Мне в целом очень везет с людьми по жизни. Но это уже в некотором роде зона комфорта, а рост — он там, где сложности, где новое и неизведанное. Расти как личность — это очень важно, особенно для мужчины: в сложности нужно уметь попадать и нужно уметь их преодолевать».

Читать интервью полностью на портале: https://rectorspeaking.ru/

Читать интервью в Telegram: https://t.me/rectorspeaking