Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Портрет поколения: кто сегодня поступает в вузы? Говорим с ректорами

Тюменский индустриальный университет ежегодно занимает высокие позиции в российских и международных рейтингах вузов и готовит специалистов не только по инженерному, но и по экономическому и архитектурному профилю. С 2018 года в структуру университетских подразделений вошла созданная Высшая инженерная школа, которая готовит инженеров новой формации по направлению «Цифровая трансформация региона». Как относятся к цифровизации в таком вузе? Об этом, а также о тенденциях в развитии высшей школы и возникающих на пути этого развития преградах мы побеседовали с ректором университета Вероникой Васильевной Ефремовой.

 

Вероника Васильевна, кандидат экономических наук, доцент, рассказывает о своем управленческом опыте работы в вузе и Совете ректоров Тюменской области, о реализации идеи индивидуальных образовательных траекторий, о современном состоянии аспирантуры в России и изменении роли педагога в цифровых реалиях нашего времени.

О руководстве вузом от первого лица: чему нужно учиться и как стоит относиться к работе

— Вероника Васильевна, что для Вас значит быть ректором? Как Вы воспринимаете эту должность и связанные с ней обязательства? Для Вас это ноша, крест, а может, новые возможности?

— Есть одна фраза, которая была бы здесь уместна в качестве ответа, хотя я к ней тоже немного скептически отношусь: крест по спине. Вот, скажем, вуз с 30 000 студентов и 4 000 преподавателей и сотрудников — это крест большой или маленький?.. Ведь все зависит от того, какая «спина». Думаю, на такой должности люди не оказываются случайно: может быть, по стечению обстоятельств, но не случайно. Абсолютно точно, что любой высокой должности предшествует особый профессиональный путь.

Я отношусь к своей работе ответственно, работаю много, стараюсь погружаться детально во все процессы вуза, потому что считаю это правильным. Не все могут со мной согласиться: кто-то путает такой подход с «ручным управлением», но это не то же самое. В моем случае это занимает много времени, поэтому прихожу к восьми утра, а ухожу тогда, когда смогу уйти с работы. Управление университетом — особенный вид управленческой деятельности. Сложнее ли он, чем управлением автомобилем или, скажем, малым коллективом?.. Конечно. Учитывать множество интересов и не ставить чьи-то в приоритет, особенно если они вредят общему делу, — это то, чем приходится заниматься, это сложная комбинаторика, но все это очень драйвово и интересно. Здесь главное, наверное, относиться к университету, как к делу всей жизни, тогда и мысли о «ноше» или «кресте» не возникнет.

— Существует ли, на Ваш взгляд, какой-то «женский» стиль управления? Можете ли Вы сказать, что он отражает Ваш подход к управлению вузом?

— Я за ролевые отношения в социуме и в семье, но я против таких однозначных суждений применительно к уровню должности и профессиональной деятельности. Такие должности — они бесполые, на самом деле. Поэтому, допустим, когда говорят, что всем женщинам присуще избыточное кокетство, чрезмерная эмоциональность на работе — это категорически неверно. Женщина-руководитель воспринимает то, чем она руководит, как свою семью. Вот это однозначно проявление «полового» признака, потому что она начинает управлять точно так же, как заботиться о семье и доме: полы должны быть вымыты, пыль должна быть протерта, все должны быть по местам, сытые, здоровые. Вот от этого никуда не деться, а всё остальное — это всего лишь стили управления, которые вовсе не обязательно соответствуют представлениям о мужском и женском.

Есть решения простые и понятные, и их необходимо принимать; есть необходимость требовать — требуешь; нет этой необходимости — ты готов обнять и поддержать своих сотрудников, поплакать с ними, пожалеть их, ведь очень много чего в жизни сотрудников происходит из того, что не связано с рабочим процессом, — но это все тоже важно.

Действительно, женская доля в ректорском корпусе небольшая, и чаще всего это ректоры педагогических либо классических университетов, а не технических, как наш вуз. Но я знаю много прекрасных примеров: ректор МИСиС Алевтина Анатольевна Черникова или ректор Северного (Арктического) федерального университета Елена Владимировна Кудряшова. Но в этой должности очень мало женского и очень мало мужского — это всего лишь руководитель.

— Этому руководству — управлению вузом — можно ли научиться? Например, пройти какие-то курсы, прочитать энное количество книг. Или должна быть какая-то изначальная предрасположенность к такому виду деятельности?

— Не уверена, что на такие вопросы можно ответить однозначно… Каким бы блестящим ни было базовое образование, учиться нужно вот прямо категорически: в разных школах, на разных тренингах, нужно читать специальную литературу. Я очень часто в интервью говорю, что я не люблю бизнес-литературу, особенно ту, которая учит управлению людьми, командой и так далее. Пусть не люблю, но читаю, потому что обязательно нужно как-то относиться к чужому опыту, развиваться.

Управлению вузом стали учить совсем недавно в рамках образовательных организаций. Я закончила школу ректоров МШУ, и этому треку своей жизни очень благодарна. Я училась не одна, а с командой своего университета, и тогда я не была главным руководителем и даже не подозревала, что им стану. Это была очень хорошая для меня лично практика. Высшая школа экономики в статусе магистерской программы тоже дает неплохой опыт.

Многие программы мы проходим вместе с командой или отправляем на обучение коллег — считаю, что это важно. Ведь ректор один ничего не делает. Ректор собирает команду, которая вместе с ним и тащит вуз… Эпоха одиночек прошла. Разве что только, быть может, остались еще синоптики-одиночки, где-нибудь на далекой гидрометеорологической станции… (смеется) А мы-то ведь работаем с командой.

Читать интервью полностью на портале: https://rectorspeaking.ru/ 

Читать интервью в Telegram: https://t.me/rectorspeaking