Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Отраслевая конференция «Книжный бизнес: проекты цифровой трансформации»

Отраслевая конференция «Книжный бизнес: проекты цифровой трансформации» состоится 4 сентября с 15.30-18.00 в рамках деловой программы 37-й Московской международной книжной ярмарки в центральном выставочном комплексе «Экспоцентр» (пав. 5, Главная сцена).

Организаторы: информационно-аналитический журнал «Университетская КНИГА» при поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций и Российского книжного союза. 

ВХОД СВОБОДНЫЙ.

В программе мероприятия: 

15.30- 16.20 Сессия 1. Тактика и стратегии технологических партнеров

Искусственный интеллект (ИИ) становится ключевой технологией XXI века, с которой неразрывно связано повышение производительности труда во всех сферах деятельности. Прошлый год в России и мире стал годом ИИ, а главным оказалось слово «нейросеть». На наших глазах появились и развиваются технологии, возможности которых еще несколько лет назад казались недостижимыми. Умные рекомендательные сервисы, создание и редактирование материалов, генерация изображений по тексту и видео, анимация, робоозвучка, автоматический перевод, аналитика данных и пр. – сервисы, основанные на больших языковых моделях стали привычными для многих людей инструментом.

Какие технологии развиваются наиболее активно для контентных индустрий? Какова архитектура моделей и их функционал? Как происходит обучение и какими методами достигается улучшение сервисов? Каковы национальные особенности и ключевые направления развития?

Приглашенные эксперты:

Денис Димитров, руководитель команды разработки нейросетей Kandinsky, управляющий директор по исследованию данных, руководитель научной группы Sber AI Research;

Виталий Григораш, руководитель сервиса Букмейт, компания Яндекс;

Александр Фефелов, продакт-менеджер AI, сервис «Строки», МТС.

16.20 – 17.10 Сессия 2. Отраслевые эксперименты и коллаборации

Книжная отрасль активно меняется: появляются новые инструменты, цифровые площадки, каналы дистрибьюции, методы продвижения. По мере совершенствования используется ИИ, автоматизация процессов подготовки текстовых и графических материалов, аналитические инструменты и метрики, позволяющие осваивать инновационные методы производства, тестирования, перевода, озвучивания книги, вывода её на рынок. Большой интерес представляет практика использования сервисов информирования и продвижения книжных проектов, новые формы изучения целевой аудитории и персональный подход к читателю. Особое значение имеют инструменты управления трафиком, работа в социальных медиа и блогосфере.

Как выстраивается взаимодействие отрасли с технологическими партнерами? Насколько авторы, издатели, читатели готовы к подобным инновациям? Что наиболее востребовано и какие книжные эксперименты оказались наиболее удачными?

Приглашенные эксперты:

Александр Лиманский, сооснователь и акционер Издательской группы "Альпина и Генеральный директор цифрового бизнес-юнита группы "Альпина Диджитал"; 

Евгений Сафронов, ИТ-директор издательства «ЭКСМО»; Асият Щамхалова, специалист по работе с нейронными сетями издательства «ЭКСМО»;

Евгений Михальский, директор по продукту ОРС «Читай-город-Буквоед»;

Ксения Буржская, писатель, идейный вдохновитель и соавтор книги «Механическое вмешательство» (рассказы, написанные вместе с Алисой на YandexGPT);

Илья Гавришин, заместитель директора по информатизации и фондам Российской государственной детской библиотеки.

17.10 – 18.00 Сессия 3. Законодательные аспекты регулирования ИИ

Очевидно, что нейросети активно используют представители креативных индустрий, среди которых авторы, издатели, сценаристы, дизайнеры. По данным исследовательской платформы Enterprise Apps Today уже к 2025 году 10% всего контента в мире будет создано генеративным ИИ. При этом по мере совершенствования ИИ-инструментов и их более активного применения у правообладателей все чаще возникают вопросы их защиты: неправомерное использование охраняемых произведений и иллюстраций в качестве «обучающего контента» для ИИ, пиратство, распространение аудио и видео дипфейков, синтезированных голосов и пр. Все это может нанести серьёзный экономический и репутационный ущерб их создателям.

Как регулировать отношения между правообладателями и пользователями ИИ? В чем основные угрозы и какими регламентирующими документами их можно преодолеть? Как выявлять нарушения при использовании ИИ и кто несет за это ответственность? Каков зарубежный и отечественный опыт? Нужен ли Закон об ИИ или достаточно актуализации Концепции регулирования ИИ?

Приглашенные эксперты:

Марина Монгуш-абрамова, президент АНО «Российская креативная экономика»

Максим Рябыко, член правления Ассоциации по защите авторских прав в Интернете (АЗАПИ);

Сергей Матвеев, президент Федерации интеллектуальной собственности;

Ирина Гущина, юридический советник Национальной федерации музыкальной индустрии;

Евгений Капьев, генеральный директор издательства «ЭКСМО».

Модераторы:

Елена Бейлина, главный редактор журнала «Университетская КНИГА», председатель Комитета по электронным ресурсам и цифровой трансформации книжного рынка Российского книжного союза;

Александр Воропаев, начальник отдела поддержки литературного процесса, книжных выставок и пропаганды чтения Департамента государственной поддержки периодической печати и книжной индустрии Минцифры России.

 

Источник текста: Университетская КНИГА