библиотеки в электронном веке
Об этом корреспонденту проекта "Социальный навигатор" МИА "Россия сегодня" рассказал заместитель президента Российской академии образования, декан факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова Виктор Басюк.
— Виктор Стефанович, каким должен быть педагог в современной школе? Какие требования к этой профессии сегодня выходят на первый план?
— Педагог — человек, который влияет на умы и на сердца юного поколения. Поэтому сегодня очень важно подготовить учителя, который способен, с одной стороны, сохранять лучшие традиции отечественного образования, с другой стороны, взаимодействовать со школьниками с использованием современных технологических инструментов, эффективно организовывать урочную и внеурочную деятельность в рамках образовательного процесса.
Все это, на мой взгляд, очень полно изложено в профессиональном стандарте педагога. Профессиональное сообщество сегодня обсуждает новую редакцию этого документа, там есть перечень трудовых функций и навыков, которыми должен обладать современный учитель.
К примеру, необходимо разрабатывать и применять современные психолого-педагогические технологии, которые основаны на знании законов развития личности и поведения ребенка в условиях не только реальной, но и виртуальной среды. Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе, ребят с особыми образовательными потребностями. Владеть IT-компетенциями. И многое другое.
Мы видим на этих примерах, что сегодня требования к профессионализму педагога меняются под современные запросы общества. Однако, никакой формализованный перечень умений, знаний и навыков не будет полным, потому что учитель приходит на урок не только как носитель профессиональных знаний, но, в первую очередь, как личность. Его индивидуальность окрашивает его профессиональные компетенции и делает каждый урок неповторимым. Современной школе, конечно, сегодня нужен яркий, самобытный педагог, при этом дающий качественное образование.
Важная компетенция педагога — его посредническая функция. Сегодня ребенок может получить знания из огромного информационного пространства, которое его окружает. Но эти знания иногда противоречивы, иногда недостоверны, а ребенку нужно как-то ориентироваться в социальном пространстве. И учитель должен стать посредником между социальным пространством и ребенком, должен научить его выбирать правильную информацию и верно ее использовать.
И, конечно, педагог должен обладать самым главным, на мой взгляд, качеством —любовью к детям.
— Соответствует современное педагогическое образование этим новым требованиям?
— На мой взгляд, и да, и нет. С одной стороны, сохраняются традиционные, не зависящие от времени ценности подготовки учителей. В первую очередь, это отличное знание своего предмета, общая эрудиция, культура, достоинство педагога в любых обстоятельствах.
С другой стороны, перед учителем стоят и новые задачи, о которых мы только что говорили: быть в диалоге с современным ребенком, создавать увлекательный учебный процесс, владеть новыми, в том числе, цифровыми технологиями обучения. Здесь российскому педагогическому образованию еще есть, куда развиваться.
Социально-культурные вызовы постоянно обновляются и педагогическое образование тоже должно постоянно обновляться, даже немного опережать ситуацию в современном общем образовании. Поэтому и вузы должны работать с опережением.
Что это значит? Когда мы проектируем образовательные программы подготовки будущих учителей, мы рассчитываем, что наш выпускник придет в школу через 4-6 лет. Соответственно, мы должны закладывать профессиональные компетенции с учетом развития на 4-6 лет. За это время и дети, и педагогические коллективы успеют в чем-то измениться.
Да, российское педагогическое образование сегодня интенсивно развивается, но оно должно стремиться соответствовать тем задачам, которые могут возникнуть завтра.
— Нужно ли привлекать к преподаванию профессионалов из других отраслей?
— Несомненно, это важно и нужно, чтобы помочь ребенку войти в самостоятельную жизнь. Во-первых, обязательно нужно привлекать работодателей — директоров школ, управленцев и менеджеров, потому что они заинтересованы в качестве подготовки учащихся. Законодательство сегодня позволяет привлекать таких людей даже к приему итогового экзамена у выпускников вузов.
Во-вторых, необходимо, чтобы к преподаванию привлекались профессионалы из отраслей, не связанных с образованием, потому что у них другое мышление, другой взгляд на многое.
Дело в том, что педагогическое образование, в том варианте, в котором оно сформировалось у нас в России — это очень содержательное образование, точечно готовящее специалиста именно к преподавательской деятельности в области той или иной дисциплины. Например, учитель физики — это человек, который обладает знанием физики, он знает физику шире школьной программы и владеет методикой.
Однако сегодня успешность учителя заключается не только в том, что он объяснил детям законы физики, а в том, что он их заинтересовал в самостоятельном изучении и постижении этих самых физических законов, дал возможность изучать их применение в разных явлениях, отраслях и в других дисциплинах.
Этот симбиоз педагогических знаний и компетенций из других отраслей всегда дает лучший результат. Практика показывает, что он активно развивается в профильном образовании, углубленном изучении предметов, поэтому я думаю, он будет востребован и впредь.
— На ваш взгляд, можно ли внедрять педагогические образовательные программы в вузы других профилей?
— Это достаточно сложный вопрос. Я считаю, что в стране обязательно должны быть профильные педагогические вузы с особой системой подготовки педагогических кадров. Но при этом обязательно должна быть система подготовки учителей и в классических, и в технических университетах.
Практика говорит о том, что сегодня специалисты не педагогических профилей, закончившие бакалавриат и пришедшие потом обучаться в педагогическую магистратуру, становятся наиболее продуктивным педагогами для особых образовательных программ — предпрофильного, профильного обучения, углубленного изучения предметов.
Педагогические образовательные программы, если на них посмотреть несколько шире, — это, в первую очередь, источник широкого масштабного гуманитарного образования в университетах страны. Ведь именно гуманитарное образование, дающее понимание законов философии, психологии, социологии, закономерностей обучения и воспитания — это тот фундамент, на котором развивается динамичное, глубокое профессиональное мышление.
В основе всех технических достижений лежит развитие сознания на базе гуманитарных знаний. Поэтому их очень важно включать в подготовку педагогических кадров в классических университетах и в других вузах. За этим, на мой взгляд, будущее.