библиотеки в электронном веке
Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" при поддержке Минобрнауки России публикуют вторую часть мониторинга качества приема на бюджетные и платные места российских вузов в 2022 году. Эксперты рассмотрели университеты по укрупненным группам направлений подготовки.
По словам научного руководителя ВШЭ Ярослава Кузьминова, у абитуриентов и их родителей стабильные предпочтения, они ориентируются на нормальное, устойчивое развитие экономики и рынка труда в России.
- Это показывает не только устойчивость системы образования, но и то, что она поддерживается ожиданиями людей, - отметил Кузьминов.
Что еще выяснили?
Высокобалльники
В 2022 году ребята с баллами ЕГЭ выше 80 активно поступали на "Востоковедение и африканистику", "Бизнес-информатику", "Дизайн", "Лингвистику и иностранные языки", "Международные отношения".
С баллами чуть ниже 80 - на "Теорию искусств", "Политологию" и "Философию".
В региональных вузах направлениями, на которые поступали выпускники с 90+ баллами ЕГЭ, были "Реклама и связи с общественностью" и "Журналистика и литературное творчество".
А вот примета этого года в том, что 80-балльным направлением перестала быть "Филология". Здесь средний балл абитуриентов снизился на вроде бы незначительные 1,1 балла - с 80,6 в 2021 до 79,5 в 2022, но в баллах ЕГЭ это вполне ощутимая разница.
Самые низкие баллы бюджетного приема - у направлений "Сельское и рыбное хозяйство", "Экология", "Энергетика и энергетическое машиностроение". "Транспортные средства" - менее 60. Это "звоночек". Тем более, что более чем в 30 вузах на этих направлениях средние баллы составляют и вовсе менее 56.
Инженеры
Отдельно стоит отметить ситуацию c приемом на инженерные направления. Прием на них по сравнению с 2021 годом вырос, но не происходит падения качества приема.
Так, средний балл ЕГЭ по совокупному приему либо остается на уровне 2021 года, либо увеличивается на 0,1 балла: на "Машиностроении", к примеру, в этом году - 62,1 балла, на "Технологических машинах и оборудовании" - 63,5 балла, на "Транспортных средствах" - 58,7 балла против 58,6 балла.
А некоторые инженерные направления, даже несмотря на незначительное снижение приема, отмечают рост качества. Так, средний балл ЕГЭ на направлении "Технологии легкой промышленности" увеличился на 2,3 балла - с 64,8 до 67,1. При этом средний балл ЕГЭ зачисленных на бюджет еще выше - 68 баллов.
Бюджетный прием
В 2021-м году бюджетные места увеличились на 9 процентов. В 2022 году есть небольшое сокращение - на 0,7 процента. Наиболее существенно "поджались" в местах "Энергетика и энергетическое машиностроение", "Экономика", "Сельское и рыбное хозяйство", "Строительство", "Управление качеством". Зато выросло число бюджетных мест на "Педагогическом образовании" и "Транспортных средствах".
Платный прием
В 2022 году, согласно полученным данным, прием первокурсников на контрактное обучение прошел относительно стабильно: есть лишь незначительное сокращение на полпроцента.
Растет спрос на платные места на социально-экономических и гуманитарных направлениях, кроме, правда, "Менеджмента" и "Экономики".
Платный прием значительно, на 14-37 процентов, вырос на направлениях "Востоковедение и африканистика" "Психолого-педагогическое и специальное (дефектологическое) образование", "Дизайн", "Бизнес-информатика", "Реклама и связи с общественностью", "Психология".
Самыми дорогими в 2022 году стали "Дизайн", "Управление водным транспортом", "Морская техника", "Авиационные системы" и "Востоковедение и африканистика". Они же, кстати, были в топе по ценам и в 2021 году.
Доступнее всего по ценам обучение по направлениям "Государственное и муниципальное управление", "Экология", "Филология", "Психология" и "Сфера обслуживания".
Официально
Валерий Фальков, министр науки и высшего образования:
- Сейчас наша страна сталкивается с трансформацией профессиональных квалификаций. Так, инженерные профессии - новый вызов для высшего образования. Поскольку мы переходим в определенной степени к самообеспечению технологиями, это порождает дополнительные сегменты высококвалифицированных инженерно-технических кадров, но главное - совершенно меняет модель подготовки инженеров. В условиях отказа многих носителей технологий от их поставки и обслуживания в РФ необходимые инженеру компетенции расширяются, его труд приобретает сложность, в нем растет элемент непредсказуемости. Компетенции инженера выходят за рамки стандартных наборов квалификаций. Это необходимо учитывать, когда мы говорим о подготовке студентов по инженерным направлениям.