библиотеки в электронном веке
Среди ключевых инициатив проекта – создание образовательно-производственных центров (кластеров). Они представляют собой интеграцию колледжей и организаций реального сектора экономики.
В кластере выделяется колледж, модернизируемый под ключ. В этом колледже при непосредственном участии опорного работодателя формируются новая управленческая структура, новый педагогический состав, новое содержание и структура образовательных программ, создаются учебно-производственные комплексы. При этом в состав кластера могут входить колледжи, имеющие мастерские по профилю кластера, и работодатели, выбравшие соответствующий уровень участия.
В рамках проекта будут внедрены новые образовательные программы – интенсивные, ориентированные на потребности отраслевых рынков труда и конкретных предприятий. Для формирования таких программ запланировано создание информационной платформы «Цифровой конструктор компетенций».
Весь кадровый состав образовательно-производственного центра (кластера) – педагогические работники, мастера производственного обучения, работники, ответственные за воспитание, и представители управленческих команд – пройдет обучение по компетенциям, необходимым для эффективной реализации федерального проекта «Профессионалитет». Они получат педагогические, производственные, управленческие навыки, навыки конструирования образовательных программ под запросы работодателей и экономики.
Разработан новый механизм формирования и оценки общего объема региональных контрольных цифр приема. Отраслевые предприятия принимают непосредственное участие в формировании их структуры и объема, что позволит управлять развитием отрасли в части подготовки кадров.
Федеральный проект «Профессионалитет» станет локомотивом комплексной перезагрузки системы среднего профобразования. Основная наша задача, учитывая растущий интерес молодежи к обучению в колледжах, – широкое распространение отраслевой модели подготовки кадров и массовая подготовка специалистов по востребованным профессиям.
Среднее профессиональное образование
Минпросвещения России осуществляет мониторинг и анализ реализации государственной политики в сфере среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, а также нормативное правовое регулирование в данной сфере.
Федеральный проект «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование» предусматривает модернизацию профессионального образования за счет внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ во всех профессиональных образовательных организациях, введения новой формы аттестации для освоивших программы СПО студентов, обновления инфраструктуры, повышения квалификации преподавателей (мастеров) производственного обучения и профессиональной переподготовки управленцев в сфере СПО.
В профессиональных образовательных организациях будут созданы не менее 5000 мастерских с современным оборудованием для обучения самым востребованным профессиям и специальностям на рынке труда. В таких мастерских особенно нуждаются малые города и сельская местность.
В рамках федерального проекта «Молодые профессионалы» нацпроекта «Образование» к 2024 году планируется создание не менее 100 центров опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП) – новых структур, которые будут определять самые востребованные компетенции будущего, разрабатывать образовательные программы и осуществлять другие функции в сфере профессионального образования, обеспечивая тесное взаимодействие между образовательной организацией, работодателем и учащимся. ЦОПП будут активно участвовать в обучении как молодежи, так и граждан предпенсионного возраста.
Минпросвещения России обеспечивает доступность профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а также проведение масштабных соревнований по профессиональному мастерству – Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) и чемпионатов «Абилимпикс».
На сегодняшний день по программам СПО обучаются более 3 миллионов человек, большая часть из них – за счет средств бюджета. Самые популярные профессии СПО – повар, кондитер, сварщик, автомеханик. Наибольшее число студентов обучается по специальностям «сестринское дело», «техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».