библиотеки в электронном веке
Размышляя об итогах года и о сегодняшнем состоянии российского высшего образования, как преподаватель я вспоминаю старую репризу Жванецкого об изменениях: "Может, что в консерватории подправить нужно?" И не только в консерватории.
Человеческий капитал, как много раз сказано с высоких трибун, - это основа долгосрочного экономического роста. Накопление человеческого капитала - залог развития экономики, наращивания высокотехнологичного производства, а равно и диверсификации экспорта, что в наше время особенно важно. Продолжая расшифровывать это общее понятие, человеческий капитал - это здоровье населения и его профессиональные навыки. Но фундамент все-таки в общем уровне образования и главное - профессиональных знаниях. Поэтому от высшей школы зависит, как будет развиваться российская экономика в ближайшие десятилетия.
Исследования Финансового университета показывают, что спрос на образование в России не снижается. Более того, по сравнению с прошлой осенью выросло число тех, кто хотел бы получить сам или дать своим детям качественное высшее образование. При этом быстрее растет количество претендентов на образование по гуманитарным, а не техническим специальностям. Но здесь есть нюанс: в абсолютных цифрах набор на место в ведущих технических вузах страны тоже растет. То есть, если требуется образование вообще, в виде диплома - то россияне выбирают общее гуманитарное, а если высшее техническое - то только в лучших вузах.
Одновременно с этим увеличивается спрос на обучение в аспирантуре и докторантуре, растет число тех, кто выбрал для себя ученую стезю. Вполне возможно, это объясняется тем, что за последнее время в России многое было сделано для повышения их доходов, и наука сегодня - вполне достойный источник благополучия.
Еще одна тенденция, которая проявилась в прошедшем году, - это рост потребностей в платном обучении. Надо отметить, что россияне готовы платить за качественное образование больше, чем прежде. Сегодня приемлемая стоимость высшего образования составляет 124 тыс. рублей в год, при этом 11% от числа тех, кто готов платить за образование, могут потратить на него и 300 тыс. рублей в год, и более.
В общем, отношение россиян к образованию по-прежнему устойчиво положительное. В то же время сказать, что ситуация безоблачная, было бы неправдой. Международные сравнения показывают, что престиж высшего образования в России все еще недостаточный. Последние исследования, проведенные в рамках проекта "Международный обзор ценностей" (WVS), показывают, что в России полностью или в основном доверяют системе высшего образования 71% взрослого населения. С одной стороны, это хороший показатель, учитывая, что 10 лет назад доверие было ниже - 64%. С другой стороны, по уровню доверия университетам Россию опережают Германия, Швеция, Китай, Греция, Австралия, Новая Зеландия и ряд других государств. Причем не только развитых. Высокое доверие к системе высшего образования отмечается, например, в Бангладеш, Таиланде, Индонезии, Гане и других развивающихся странах.
О чем говорят эти цифры и автор? О том, что высшее образование по-прежнему эффективный социальный лифт. И у нас этот механизм продолжает работать, и позиция "в нашем мире можно заработать и без диплома" в обществе уже не превалирует. Но борьба двух противоположностей идет, и механизм работает не на полные обороты. И поэтому в нашей "консерватории" всегда есть что подправить, особенно сейчас.