библиотеки в электронном веке
Интервью с Ольгой Назайкинской, директором Центра трансформации образования Школы управления СКОЛКОВО.
Трансформация — это навсегда?
— Ольга, предлагаю начать разговор с определения «трансформации». Сейчас этот термин звучит так же часто, как недавно звучал «цифровизация». Единства в понимании и того, и другого слова пока нет. Так что такое трансформация?
— Трансформация, и правда, еще не устоявшийся термин, и я не стремлюсь дать ему какому–то четкое определение, которое будет зафиксировано в словаре. В моем понимании, это коренное изменение объекта управления по содержанию, по сути, по своей форме и организации.
Трансформация обязательно происходит в ответ на какую-то проблемную ситуацию, на вызов извне, когда требуется пересборка, переконфигурация объекта управления, когда невозможно обойтись одной лишь оптимизацией. Это очень долгий, дорогой и болезненный процесс, требующий вовлечения большого количества людей.
— А Вам какой вопрос о трансформации чаще всего задают?
— Часто спрашивают: трансформация — она что, навсегда? Это такой бесконечный процесс или нет?
Еще спрашивают: а зачем вообще менять университеты — верните всё, как было.
— И как Вы отвечаете на вопрос, когда же она закончится?
— Трансформация не заканчивается, заканчивается трансформационный проект — вот у него всегда есть начало, конец и результаты. Трансформация же — это реализация принципа развития. Если проследить историю университетов, они всегда трансформировались в ответ на то, как складывалась социально-экономическая, политическая и прочие ситуации.
«Почему у некоторых университетов не получается подлинного развития и трансформации? Потому что там не смогли поставить проблему и работали только с симптомами: то денег нет, то студенты плохие, то преподаватели работать не хотят, нормативка плохая. А надо бы разобраться, что дает такую симптоматику».
Мыслить иначе → ставить проблему → коммуницировать
— На Вашу образовательную программу «Школа ректоров» приходят уже состоявшиеся, реализованные в профессии люди, со своими взглядами на жизнь, образование, управление. После обучения некоторые из них признаются, что, несмотря на все эти установки, у них поменялся стиль мышления. Как это возможно?
— Здесь на самом деле два вопроса: что с ними происходит в ходе обучения и что мы для этого делаем.
Читайте интервью полностью на портале Ректор говорит!