библиотеки в электронном веке
Как происходит заключение авторского договора, на каких условиях, на какой срок и с каким объемом прав? Роялти или аванс? Исключительные и неисключительные права?
Сергей Дмитриев, главный редактор издательства «Вече»:
Я полагаю, во всем издательском мире практика примерно идентична. Все привыкли к роялти с продаж в диапазоне от 8 до 12%. Мы стараемся одномоментно покупать права и на электронную книгу, потому что это связанные вещи. В среднем покупаем на три года, но если автор крупный, интересный, то мы готовы ограничить временной лаг (заключаем договор сроком на 6–12 месяцев на одно издание) и соглашаемся на неисключительные права. Тираж в договоре мы не прописываем, оставляя за собой решение по факту публикации. Сейчас тиражи сильно сокращаются, и не знаю, как у других издателей, но мы и сотню экземпляров стали делать, и 600, 800.
Светлана Зорина, главный редактор журнала «Книжная индустрия»:
Это повсеместная практика. В2021 году доля малотиражных книг (до 500 экземпляров) составляет 50% от общего выпуска.
Сергей Макаренков, генеральный директор ИГ «РИПОЛ классик»:
Основы авторского договора не меняются у нас на протяжении длительного времени. Единственный вопрос, который чаще всего звучит как раз от молодых авторов, выглядит примерно так: не используете ли вы меня с точки зрения допечаток, о которых я не знаю? Начинающие авторы считают, что издательство просто нацелено на это. Но сегодня это никому не интересно, это сложно даже чисто технически, по тому что надо перестраивать всю систему отслеживания тиражей и отчетов. Мы работаем с авторами в формате роялти с продаж. Хотя у нас и бывают случаи, когда за рукопись с выкупом на три года мы выплачиваем определенную сумму и затем уже сами решаем, когда и в каком виде ее издавать. Это тоже возможно. Разнообразие текстов авторских договоров очень большое, но, скажем так, традиционное. Авторский договор может быть исключи тельным или неисключительным, где можно определять тиражи, роялти, конкретную сумму в рублях с экземпляра и т. д. Здесь все по согласию сторон.
Анастасия Смурова, генеральный директор издательства «Городец»:
Сейчас мы вынуждены отказаться от авансовых платежей молодым авторам, хотя мы считаем авансовые выплаты более перспективными. Некоторые авторы предпочитают не аванс, не роялти, не гонорар, а определенное количество авторских экземпляров. К примеру, мне недавно автор говорит: «Мне нужно столько книг на подарки, я все равно буду у вас их выкупать». Поэтому мы договорились на некое количество авторских экземпляров. Кстати, это сыграло нам на руку, потому что автор – известный в своей области человек, и люди, которым она раздарила книги, сделали публикации. Я понимаю, что роялти этому автору совершенно не интересны. Срок авторского договора составляет в среднем 3–5 лет, и мало кто настаивает на меньшем периоде или на передаче издательству неисключительных прав. Если автор молодой, не публиковавшийся прежде, мы настаиваем на хорошем качестве издания и материалов, подчеркивая: вы к нам пришли в том числе и для того, чтобы ваша первая книга вышла такой, чтобы ее не хотелось скачать пиратским образом, а хотелось поставить на полку, поэтому давайте договоримся об условиях взаимовыгодных и взаимоприятных.
Татьяна Емельянова, директор по развитию издательства «Эксмо»:
В «Эксмо» существует порядка 70 шаблонных договоров с типовыми условиями, так за последние полгода мы заключили более 1000 новых договоров по 30 основным шаблонам. Если говорить про виды выплат, то у нас есть варианты: роялти с продаж, аванс плюс роялти, роялти с произведенных тиражей, просто аванс (но крайне редко) и фиксированная оплата. Условия могут быть разные по видам права (бумажные, электронные, аудиоправа и другие) и объектам права (произведениям). Наиболее распространен вид выплат роялти с продаж, для печатных изданий это где-то 8–15%, причем верхняя граница диапазона крайне редко используется, только для достаточно именитых авторов. В электронных изданиях диапазон роялти гораздо выше – 25–50%. При этом в «Эксмо» действует правило: мы не заключаем договора, если автор не отдает в издательство основные виды права – бумажные, электронные и аудио-. Более того, мы стараемся забирать все виды прав, ведь помимо книжных прав есть права на экранизацию, сценарий и др., используем свой издательский потенциал. Авторские договоры максимально конкретизированы и обкатаны много раз, в них прописаны все возможные нюансы взаимоотношений. У нас также существуют подробные памятки для авторов, в том числе для новичков, где прописано, что и как следует трактовать в договоре, если случится какая-либо ситуация. В целом, если вы молодой автор, если вы уже дошли до редактора и с вами хотят заключать договор, рекомендую соглашаться на форму, предложенную издательством, т. к. это залог быстрого заключения договора и ускорения выхода вашей книги в свет.
Начисления, издания, тиражи и прочую информацию по договору автор может посмотреть в своем электронном личном кабинете. Там же можно найти информацию о продажах в различных каналах, динамику, тренды, выводы, но с некоторым запозданием… Сервис не моментальный в отличие от selfpub-платформ. Обновление кабинета в планах нашего издательства. Сейчас мы сфокусированы на автоматизации расчетов роялти и прочих авторских вознаграждений, стараемся обеспечить сервис для ускорения выплат и взаиморасчетов с авторами.
Татьяна Соловьева, руководитель направления «Альпина.Проза»:
Конечно, нас интересуют только исключительные права. Иначе мы практически никогда не работаем, но в крайне редких случаях, напри мер, если есть неисключительные права, которые истекают через полгода, мы можем пойти на это, чтобы издать книгу, но с условием, что через пол года договор станет исключительным. Мы платим аванс в счет роялти, сумма каждый раз оговаривается под конкретного автора, в прозе мы обычно предлагаем роялти 16–18%. В исключительных случаях может быть 20%. На электронные и аудиоиздания роялти у нас составляет 25%. Срок договора обычно ограничен 3–5 годами в зависимости от объема проекта. Иногда бывает проект, который комплексно включает несколько (допустим, 10) книг, и мы заключаем договор сразу на все книги автора сроком на пять лет, понимая, с какой периодичностью они будут выходить.
Конечно, мы берем права пакетом, чаще всего стараемся брать и аудио-, и электронные права, а также предполагаем представлять интересы автора с точки зрения будущих экранизаций (киноправа). У нас нет проходных книг, относительно которых мы не понимаем, выстрелят они или нет. Заключая договор с автором, мы уже предполагаем, что будем вкладываться в его продвижение, развитие. Мы всегда смотрим на горизонт сотрудничества. Напри мер, наш молодой автор Ислам Ханипаев, с которым мы начали сотрудничать с прошлой премии «Лицей» по повести «Типа я», сейчас в нашем портфеле представлен еще двумя книгами. Мы понимаем, что можем сделать для того, чтобы его продать.
Алексей Портнов, ведущий редактор «Редакции Елены Шубиной» («АСТ»):
Я сосредоточусь на ключевых моментах, которые часто пугают начинающих авторов, впервые столкнувшихся с издательским договором.
Во-первых, абсолютное большинство издательских до говоров строится на исключительной лицензии, потому что ни один издатель не заинтересован в том, чтобы вы потом пошли и опубликовали свой текст где-то еще. Это абсолютно логично, пугаться этого не стоит. Во-вторых, не стоит пугаться больших сроков. Стандартный срок авторского договора – от трех до пяти лет, как уже говорили мои коллеги. Сроков на полгода, на год вы не встретите. И этому есть вполне объективные обоснования. Издательский процесс устроен как конвейер, когда на каждом этапе производства тексты находятся в разном состоянии, поэтому, когда с вами будет заключен договор, никто не бросится сразу же издавать ваш текст и выпускать вашу книгу. Она встанет в очередь через квартал, полгода, год в зависимости от того, сколько рукописей будет у издательства в портфеле (у хороших издательств портфель большой). Нужно быть готовым к тому, что ваша книга будет взята в работу: во-первых, через какой-то срок, во-вторых, по требуется время на ее подготовку, печать. Скорее всего, она выйдет через полгода, а то и через год, а потом издательству еще надо будет ею поторговать. Соответственно, никто в издательстве не заинтересован в том, чтобы заключить с вами договор на полтора года, оставив на дистрибуцию книги минимальный срок. Поэтому все договоры на несколько (три–пять) лет, и это абсолютно нормально. Но если вам предложат 10 лет или в договоре будет пункт об автоматической пролонгации, в этом случае вас пытаются обмануть. Никакой автоматики быть не должно, и по окончании срока действия договора права возвращаются к вам. Если издательство захочет их про длить, то обязано сделать вам новое предложение, новый договор и заново заплатить деньги.
Что касается самой интересной части – финансовых выплат... Во-первых, не надейтесь, что, когда вы издадите книгу, вы обогатитесь. В русской литературе и в русском издательском бизнесе денег нет. Как говорил Борис Абрамович Березовский, «деньги были, деньги будут, но конкретно сейчас денег нет». Они, конечно, есть, но маленькие, поэтому что-то за издание вы получить должны, но это никак не приведет вас к богатству, к успеху, процветанию. Не стоит на это рассчитывать. На что стоит обратить внимание?
Есть три основные системы выплат:
1) фиксированный гонорар;
2) роялти – то есть процент с каждой проданной книги;
3) те же роялти + аванс при подписании договора в счет будущих роялти.
Первое: фиксированная сумма может называться в до говоре как угодно, но по факту это некая сумма, которую вы получаете один раз. Все, один раз вам заплатили – и больше платить не будут. Чем это плохо? Все мы надеемся на то, что ваша книга будет успешной, что ее полюбит читатель и она будет допечатываться новыми тиражами. Далеко не факт, что это случится, особенно с первой-второй книгой, но теоретически такое может быть. Почему вам выгодны в этом случае роялти? Потому что роялти позволяют разделить успех книги с издателем: если книга становится популярной, бестселлером, то издательство получает свои деньги, а вы всегда с этих денег получаете процент, т. е. то самое роялти. Если вдруг вы подписали договор, где одноразовая выплата и издательство вам больше ничего не должно, то в случае успеха книги все деньги получит издательство, а вы так и будете сидеть с той небольшой суммой, которую вам один раз заплатили. Поэтому соглашаться на фиксированный гонорар не стоит (исключая особые случаи, например, рассказ или статья в коллективном сборнике). От фиксированного гонорара нужно отличать аванс – эта сумма выплачивается вам в счет будущих роялти. Например, при подписании договора вам заплатят аванс размером 50 тыс. рублей, а потом, когда книга выйдет, начисленные за проданные экземпляры роялти сначала пойдут на погашение этих 50 тысяч и лишь после превышения суммы аванса – уже на выплату вам. Размер аванса не так принципиален. В любом случае он будет небольшим, торговаться за то, будет ли он чуть больше или чуть меньше, по сути, смысла нет. Мы, как и в «Альпине», всегда платим аванс в счет будущих роялти, но, по сути, это просто выплата части денег заранее. Конечно, получить аванс сразу приятнее, но если то издательство, куда вы обратились, аванс предложить не может, большой трагедии в этом нет. Вы эти деньги так или иначе получите, просто уже после выхода книги и спустя какой-то период продаж. На что здесь очень важно обращать внимание? В отличие от размера аванса, о котором не стоит спорить и ломать копья, принципиально важно обратить внимание на ставку роялти, потому что ставка – это ваш итоговый гонорар, именно такую сумму в итоге вы получите. Чем она выше, тем больше получите. Если вам предлагают ставку роялти меньше 10%, я бы не рекомендовал на нее соглашаться. На мой взгляд, это крайне невыгодное предложение для авторов. От 10 до 20% уже можно смотреть, торговаться, что-то обсуждать, можно попросить чуть выше, если вам пойдут навстречу. Что касается нашей редакции, то наш диапазон от 15 до 25%, но 25% вам будут платить, когда вы уже станете очень известным и популярным автором. Пока вы начинаете свой путь, это, скорее, от 15 до 20%.
На какие моменты еще стоит обратить внимание? Спокойно расставайтесь с правами на перевод, часто авторы за это начинают цепляться, оставляя для себя. Но это не имеет никакого смысла, исключая случаи наличия у автора собственного литературного агента, который будет этими правами заниматься. Спокойно отдавайте права на экранизацию, кроме одного случая: если вы написали роман, который имеет явные шансы на экранизацию, т. е. когда это авантюрный боевик или очень хороший, крепко сделанный детектив, и вы понимаете, что из этой вещи можно сделать кино, то стоит права оставить себе, потому что при возможном успехе и внимании кинопродюсеров к этой книге деньги получите вы. Если эти права вы отдадите издательству на сценарную переработку и экранизацию, то деньги получит издательство. Возможно, оно с вами по делится, возможно нет – в зависимости от договора. Опять же, если вы издаете сборник рассказов, из которых понят но, что никак не слепить кино, то спокойно можете эти права на экранизацию и сценарий отдать издательству, вам они все равно не пригодятся (как и издательству).
Электронные права и аудио- в нынешней ситуации издательство очень хочет забрать себе. Вряд ли у вас получится в этом с ним спорить, и далеко не всегда это нужно делать, если у вас нет собственного бренда. Если вы не издавались до этого на условном «Литнете», на ка ких-то других профильных ресурсах, успешно не монетизировали свои книги, то вряд ли у вас получится хорошо потом их продавать. Лучше и проще отдать эти права издательству. Следите, чтобы ставка роялти была выше, чем за бумажное издание, потому что в случае с электронным изданием издательство никаких особенных трат не несет и вполне себе может позволить ставку роялти выше. Таковы ключевые, на мой взгляд, моменты авторского договора, которые важны для молодого автора.
Окончание публикации о круглом столе «Молодой автор и издательство», организованном Ассоциацией союзов писателей и издателей России совместно с журналом «Книжная индустрия».