Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

«Арктика учит любить и ценить жизнь»: ректор МАГУ Ирина Шадрина о жизненных ценностях преподавателей и студентов

Мурманский арктический государственный университет (МАГУ) — крупнейший вуз за Полярным кругом, единственный российский арктический университет, который расположен непосредственно на территории Арктики. Такое расположение определяет миссию университета: вуз нацелен на решение приоритетных задач не только Мурманской области, но и всей Арктической зоны России. Какие это задачи, как организован учебный процесс и научная деятельность в таком вузе? Об этом мы поговорили с ректором МАГУ, доктором педагогических наук, доцентом, почетным работником высшего профессионального образования Шадриной Ириной Михайловной.

 

В интервью Ирина Шадрина определяет тенденции развития территорий Арктической зоны России и раскрывает нюансы «арктической прошивки» — того самого набора жизненных ценностей, которым обладают люди Севера.

От прошлого к современности

«С 1939 года исчисляется история нашего университета. Старейший вуз Заполярья за это время сменил несколько названий: учительский — педагогический — гуманитарный — арктический, при этом всегда оставаясь кузницей кадров для Мурманской области», — рассказывает ректор МАГУ.

По ее словам, за более чем 80 лет университет прошел полный путь формирования современного вуза: от учительского института советской эпохи до современного университета с международными проектами. «А с 2017 года МАГУ входит в группу из 33 опорных университетов России, при этом являясь единственным в Арктической зоне России опорным университетом — с богатой историей, славными традициями и новыми масштабными проектами», — добавляет Ирина Шадрина. 

Как отмечает ректор, у вуза крепкие, выстроенные отношения со стейкхолдерами региона и крупными предприятиями горнодобывающей и горноперерабатывающей промышленности, такими как ФосАгро и Норникель, с Мурманским морским торговым портом и другими компаниями. «Это позволяет нам, во-первых, взаимодействовать с работодателями напрямую на этапе настройки образовательных программ под реальные потребности компаний, а во-вторых, готовить специалистов, востребованных на рынке: так, в университете реализуется порядка 140 программ по заказам стейкхолдеров Мурманской области. МАГУ всегда чутко реагирует на запросы бизнеса», — подчеркивает ректор.

Ирина Шадрина также уделяет особое внимание географическому расположению вуза: благодаря близости к странам Северной Европы у МАГУ сложились партнерские отношения с вузами Норвегии и Финляндии, а вся международная деятельность университета имеет ярко выраженную приграничную и арктическую специфику. 

Однако основная деятельность вуза связана с подготовкой кадров и обучением молодого поколения профессионалов.

«В этой связи повседневная, кропотливая работа связана с формированием интереса не только к освоению знаний, но и к созданию запроса на саморазвитие и мотивацию к профессиональному росту», — считает ректор.

Как организована эта работа и какие специальности с арктической спецификой реализуются в МАГУ?

Подготовка кадров для Арктики

«Географическое расположение нашего университета — Арктическая зона РФ — и особые климатические условия позволяют нам говорить о том, что большая часть реализуемых в вузе образовательных программ от уровня СПО до уровня высшего образования обладают арктической спецификой в той или иной степени», — рассказывает Ирина Шадрина.

По ее словам, особую роль в удовлетворении кадровых потребностей Арктической зоны играют специальности, связанные с работой градообразующих предприятий Мурманской области, — это геология, электроэнергетика и электротехника, горное и маркшейдерское дело (отрасль горной науки и техники, изучающая структуру месторождения, форму и размеры тел полезных ископаемых в недрах на основе натурных измерений и последующих геометрических построений — прим. ред.), экология и природопользование. 

Однако не стоит забывать о туризме и дизайне, тоже относящихся к движителям экономики. В некотором роде это общемировые тенденции: так, креативные индустрии сегодня вносят существенный вклад в мировую экономику, достигая в развитых странах 5−6%. В России за период с 2017 по 2019 год численность занятых в креативной экономике выросла примерно на 14% и продолжает расти. Эта тенденция актуальна и для Мурманской области: поток туристов вырос в 1,5 раза, что принесло региону более 3 млрд рублей. 

«Долгосрочная задача университета в этой нише — заложить метакомпетенции креативного характера для развития социального и экономического потенциала региона, реализовать ключевую роль университета как драйвера образовательного кластера», — уверена ректор.

Кроме того, открыто новое направление обучения в университете — «Лечебное дело». В регионе не хватает врачей первичного звена, и три года назад МАГУ получил лицензию на осуществление образовательной деятельности по этой специальности: «Это достижение университета — наша особая гордость». Лекции по базовым медицинским дисциплинам студентам читает профессорский состав Северного государственного медицинского университета Архангельска и Петрозаводского государственного университета, а практические занятия у студентов проводят врачи-практики — кандидаты и доктора медицинских наук лечебных учреждений Мурманска.

Кроме того, на базе университета действует объединение студентов-медиков. Оно позволяет студентам реализовывать инициативы в сфере здравоохранения и проводить просвещение жителей региона, главным образом молодежи, по принципу «равный — равному»: «Будущие врачи уже сейчас выходят к школьникам и сверстникам с лекциями по вопросам здоровьесбережения и профилактики так называемых “северных заболеваний” — характерных для арктических регионов болезней, а также рассказывают, почему надо вести здоровый образ жизни и почему важно соблюдать личную гигиену, особенно в пандемию».

Читать интервью полностью на портале: https://rectorspeaking.ru/

Читать интервью в Telegram: https://t.me/rectorspeaking