Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

«Аграрный труд требует отдачи»: ректоры аграрных вузов о ключевых изменения в отрасли

Фундаментальные научно-технологические и даже концептуальные перемены, происходящие в высшем образовании, затрагивают не только академическую сферу. Новаторство характерно и для тех областей, в которых готовят кадры для различных межотраслевых, экономических, промышленных комплексов. Сохраняя свое исторически доминирующее положение, на первый план выходит аграрная сфера. Так, 13% территории России, по данным Росстата, — это сельскохозяйственные угодья площадью более 220 млн га, для эффективного использования ресурсов которых необходимы квалифицированные кадры. Их подготовкой и занимаются вузы, подведомственные Министерству сельского хозяйства РФ.

 

Как в нынешних реалиях осуществляется подготовка будущих ветеринаров, агрономов, агроинженеров, экологов, технологов молочной и мясной продукции? Уместно ли говорить о цифровизации и инновациях в таком секторе? Каковы цели и задачи современного аграрного образования, отличаются ли они от тех целей, что ставились перед вузами 30−50 лет назад?

Об этом мы поговорили с руководителями Омского государственного аграрного университета имени П. А. Столыпина, Донского государственного аграрного университета и Ставропольского государственного аграрного университета.

Аграрное образование вчера, сегодня, завтра: задачи и вызовы

Кажется, что за последние десятилетия общество значительно изменилось. Войдя в стадию постиндустриальной экономики, которая подразумевает более технологичное развитие всех отраслей, мы по-новому смотрим на привычные нам процессы и явления. Не является исключением и агропромышленный комплекс (АПК), чье нынешнее развитие сопряжено в том числе с роботизацией производства, автоматизацией множества процессов, развитием генной инженерии и точного земледелия и т. п.

В соответствии с новым запросом работодателей и заказчиков меняется и процесс обучения и подготовки кадров для АПК. «Система подготовки кадров для отрасли — это инвестиции в будущее, поэтому она должна быть гибкой, готовой оперативно реагировать на требования времени», — уверен врио ректора Ставропольского ГАУ Александр Трухачев.

При этом перед университетом стоят даже более масштабные задачи — стать не просто поставщиком кадров, а центром развития. Ректор Омского ГАУ Оксана Шумакова уверена: миссия университета заключается в том, чтобы быть глобальным центром непрерывного аграрного образования, культуры, фундаментальных и прикладных научных исследований; центром, который обеспечивает подготовку конкурентоспособных кадров, прорывных технологий в АПК Российской Федерации.

С этим согласен и Владимир Федоров, ректор Донского ГАУ: сегодня аграрные вузы, без сомнения, ориентируются на устойчивое развитие кадрового потенциала АПК, при этом ставят перед собой и глобальные цели — обеспечить продовольственную безопасность и конкурентоспособность России на мировых агропродовольственных рынках в современных, быстро изменяющихся условиях.

Но эти же цели были и 30, и 50 лет назад. Что же изменилось в аграрном образовании с того времени?

Читать интервью полностью на портале: https://rectorspeaking.ru/ 

Читать интервью в Telegram: https://t.me/rectorspeaking