Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Удобно всем. Современный модуль расчета коэффициента книгообеспеченности

В Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена, в рамках обновления электронной образовательной среды и создания нового программного комплекса глобальной системы «Электронный университет» — «Электронная документация ОПОП» (ЭД ОПОП), был внедрен модуль «Книгообеспеченность». Как это изменило деятельность фундаментальной библиотеки и вуза в целом, порталу «Либинформ» рассказала заместитель директора библиотеки Светлана Александровна Морозова.

 

— Светлана Александровна, каковы требования к книгообепеченности учебного процесса вуза в электронную эпоху?

— Книгообеспеченность образовательного процесса — это одна из составляющих федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) высшего образования. Она является такой же важной, как и компетенции, знания, умения и навыки, которые должен получить студент в процессе образования, как и описание его аудиторной и самостоятельной работы, как и оценочные средства. Все это абсолютно равноправные составляющие ФГОС.

За последние годы Минобрнауки (ныне Министерство науки и высшего образования) и его ведомствами, Рособрнадзором и Росаккредагентством, были отменены все нормативные документы в части книгообеспеченности, которые были приняты в 1990-е и 2000-е годы. С той целью, чтобы не было путаницы требований ФГОС с требованиями различных нормативов, принятых в разные годы, в разных ситуациях.

С одной стороны, это облегчило нашу ситуацию. С другой — осложнило, потому что в тех самых нормативных документах были прописаны подробности, как, что, в каком случае необходимо было делать.

После отмены нормативных актов по большому счету осталось всего два очень лаконичных абзаца в ФГОС, речь идет о ФОГС поколения 3+, исходя из которых мы должны решать проблемы с книгообеспеченностью. А самое главное — предположить, угадать, что может понравиться или не понравиться экспертам Росакредагентства или Рособрнадзора при процедурах аккредитации образовательных программ вуза или лицензирования образовательных программ.

В ФГОС остались строки о том, что в случае неиспользования в образовательной организации электронных библиотечных систем (ЭБС), студенты должны быть обеспечены основной литературой не менее чем на 50%, а дополнительной — на 25%. То есть на двух студентов должен приходиться один учебник основной литературы и на четырех студентов — один учебник дополнительной.

Это вводное предложение «в случае неиспользования образовательной организацией электронных библиотечных систем» позволяет нам трактовать ФГОС таким образом: если образовательной организацией используются ЭБС, то расчет основной и дополнительной литературы по количеству экземпляров отменяется, потому что в том же ФГОС прописано, что доступ к учебным пособиям ЭБС должен быть индивидуальным и неограниченным, т. е. равным 100%.

У нас около 17 тыс. обучающихся, каждый из них должен в любой момент времени иметь возможность войти в ЭБС, которую вуз подписал на текущий образовательный период, и иметь доступ к учебнику, независимо от того, сколько его коллег из 17 тыс. в этот момент также зашли в ЭБС и читают этот учебник.

— Каким образом теперь решаются вопросы, которые раньше были прописаны в отмененных нормативных документах?

— Согласно разъяснениям министерства, полученным на различные запросы, самостоятельно с помощью локальных нормативных актов.

В нашем университете такой локальный нормативный акт, как и у большинства вузов, называется регламентом обеспечения библиотечно-информационными ресурсами образовательных программ. И в нем прописываются все необходимые детали. Например, в основную литературу не могут входить учебные издания старше 10 лет издания, указано какие типы изданий должны быть в основной и дополнительной литературе. Мы уже начинаем в нашем вузе постепенно внедрять требования ФГОС поколения 3++, на которые неизбежно перейдем через 2–3 года полностью и которые поставили перед нами еще более сложную задачу.

В стандарте 3++ исчезло понятие основной и дополнительной литературы. Это пока немного ставит нас в тупик. По запросу ассоциации производителей и пользователей образовательных электронных ресурсов (АППОЭР), которую возглавляет директор нашей библиотеки Натела Нодарьевна Квелидзе-Кузнецова, министерство разъясняет, что вся литература теперь будет в едином списке.

Для многих дисциплин это очень большая проблема. Например, преподавание иностранного языка; в основной литературе всегда были учебные пособия, учебники по иностранному языку, а в дополнительной — какие-то практические пособия, тексты художественной литературы на иностранном языке. Теперь все это мы должны собрать в единый список и применить к этому единый критерий.

Вторая проблемы, которая также еще требует решений, каких-то дополнительных разъяснений от министерства науки и высшего образования, заключается в том, что исчезла формулировка «в случае неиспользования в образовательной организации ЭБС».

Это вводное предложение исчезло, таким образом ФГОС перед нами ставит следующую задачу — обеспечить студентов, начиная со стандарта 3++, печатными изданиями в любом случае, даже если у нас к ним есть дополнительно издания в ЭБС, не менее 0,25 экземпляров на каждого обучающегося. При таком количестве обучающихся, которое есть в любом крупном вузе, ни одна библиотека, и тут не надо собирать статистические данные, такое количество печатных изданий по каждой из позиций списков литературы в образовательных программах обеспечить не сможет.

— Какие требования предъявлялись к разработчикам при создании модуля книгообеспеченности на сайте вашего вуза?

— Модуль книгообеспеченности был создан в 2016 г., это очень сильно изменило жизнь библиотеки и взаимодействия с подразделениями. Мы очень долго искали возможность создания модуля, который изначально в своем программном обеспечении был бы взаимосвязан с программой по созданию каталога.

Мы хотели, чтобы уже готовые потоки данных, созданные учебно-методическим управлением, нами в каталоге библиотеки, преподавателями в модуле учебных планов сливались вместе и работали без внесения данных «вручную».

Особенно важно не вносить руками информацию об образовательной деятельности, поскольку постоянно вводятся новые дисциплины, исчезают старые, меняется контингент обучающихся. И эту информацию невозможно держать ручным вводом в актуальном состоянии. Ее делает учебно-методическое управление — это их забота. А мы должны ее получать в виде потока данных в режиме реального времени.

Основными требованиями к модулю являются интеграция и обмен данными в режиме реального времени как с электронным каталогом фундаментальной библиотеки (АИБС «МАРК-SQL»), так и с БД HERZEN (данные об образовательных программах, дисциплинах и студентах в формате JSON).

Он должен представлять веб-сервис, доступный из любой точки сети Интернет.

— Каким образом удалось воплотить ваши запросы в жизнь?

— Благодаря представителям ЭБС «Лань», на которую мы подписываемся. Нам привели разработчика программного обеспечения, который никогда не работал с библиотеками вообще и даже никогда не работал с государственными бюджетными образовательными организациями. Но он хороший современный разработчик. И мы впервые на наши запросы услышали «Да».

Мы рассказали все, что требуется нам. Разработчик впервые выслушал от нас вводную информацию. Задал уточняющие вопросы и через неделю сказал: «Да», — и нарисовал нам макет, который нас полностью устроил.

В 2016 г. мы полгода тестировали ресурс в виде пилотной версии. Для того чтобы в модуле книги связались с образовательной деятельностью, по договоренности с разработчиком программного обеспечения, мы должны добавить в карточку книги буквально несколько дополнительных сведений, очень четких, точных, некоторые из них выбираются из списка. Это занимает у библиотекаря буквально секунды. И это его обычная библиотечная работа. Он не делает ничего выходящего за рамки его профессии. Он просто дополняет карточку книги некоторыми сведениями.

В январе 2017 г. во всех подразделениях были назначены ответственные за взаимодействие с библиотекой в плане книгообеспеченности. Они теперь сами смотрят, какие у них дисциплины не обеспечены или утрачивают обеспеченность.

— Как модуль изменил работу библиотеки?

Модуль расчета книгообеспеченности предназначен для формирования отчетов о книгообеспеченности студентов изданиями. Позволяет получать оперативную информацию о состоянии обеспеченности учебными изданиями учебных дисциплин, дает возможность объективно изучать соответствие учебного фонда профилю университета и прогнозировать его наполнение, позволяет поддерживать связь с кафедрами (дирекциями ООП), гарантируя достоверность и своевременность предоставляемых сведений.

Мы, наконец, получили постоянное взаимодействие с подразделениями. Мы теперь постоянно в курсе того, что происходит в образовательной деятельности университета. Мы все это видим, как на мониторе, в этом модуле, как появляются новые дисциплины, открываются новые кафедры, новые образовательные программы. И мы видим необеспеченность, и тогда вместе с преподавателями подбираем то, что у нас есть или подаем служебную записку в подразделение, в которой сообщаем, что такой-то перечень программ у вас сейчас не обеспечен.

Модуль «Книгообеспеченность» стал посредником между электронным каталогом, различными отчетными формами и сервисами библиотеки. Так, данные модуля (который, в свою очередь, синхронизируется с электронным каталогом) интегрированы в режиме обновления в реальном времени с интерактивной формой заявки на приобретение литературы, которую заполняют подразделения вуза. Это помогает избежать ошибок при заполнении заявки, а также дополнить заявку приложениями из отчетных форм модуля, которые могут стать дополнительным аргументом для ответственного лица, утверждающего заявку. Поскольку заявка может быть заполнена только в режиме авторизации на сайте библиотеки, то заполненная заявка, а также возможности по ее редактированию, удалению, распечатке, помещаются в личный кабинет читателя, который заполнял заявку.

Модуль консолидирует данные из двух источников: Автоматизированной библиотечно-информационной системы (АБИС) — данные об изданиях, доступных студентам в библиотеке вуза, и Автоматизированной системы, содержащей сведения об образовательной деятельности университета БД HERZEN (автоматизированной системы подразделения, отвечающего за образовательную деятельность (учебно-методического управления (УМУ)) — данные об образовательных программах, учебных планах и обучающихся по ним студентах.

Модуль стабильно синхронизирован с модулем «Электронная документация ОПОП» и в режиме реального времени поставляет сведения об изданиях в таблицы основной и дополнительной литературы рабочих программ дисциплин.

Во многих библиотеках модуль книгообеспеченности является закрытым ресурсом, к нему нет доступа. Сделав наш модуль открытым и общедоступным ресурсом, мы получили неожиданный психологический эффект. Оказалось, что, когда всем видно в Интернете, насколько обеспечена дисциплина литературой, это задело преподавателей, даже тех, кого этот вопрос никогда не интересовал, теперь всех интересует своевременность внесения сведений в модуль.

И мы решили, что не закроем этот модуль никогда. Очень многие коллеги им интересуются, им интересуются издатели, держатели ЭБС. Они понимают, во-первых, что нам предложить, а во-вторых, понимают, что им издавать.

Мы очень довольны модулем книгообеспеченности. Он изменил некоторые направления работы в корне.

— На какое количество ЭБС подписывается Герценовский университет?

— В нашем вузе мы подписываемся на 6 платформ ЭБС. В части из них — на издательские коллекции и на так называемые базовые, т. е. те коллекции, которые нам предложили, как коробочный вариант. От 20 до 40 тыс. изданий, в которых есть учебники по всем направлениям образования плюс много дополнительной литературы — монографий, художественной литературы, эссе, каких-то лекций, учебно-методических пособий, издания, вышедшие из гражданско-правового оборота, т. е. издания, на которые уже никто не предъявляет свои авторские права.

В остальных ЭБС мы добираем уже вручную, просмотром всех позиций, те издания, которых нам не хватает для обеспечения образовательных программ.

Это не означает, что мы совсем не покупаем печатные издания. Не могу сказать, что мы их покупаем в достаточных количествах, но в больших. Мы приобретаем их строго по заявкам подразделений. Решение о закупке согласовывается с учебно-методическим управлением и с проректором по учебной работе, которые могут внести свои коррективы.

Информация о всех новых поступлениях, как печатных, так и электронных, отображается на сайте библиотеки, что позволяет преподавателям быстро отреагировать и включить новые издания в перечень литературы к дисциплинам.

Модуль «Книгообеспеченность» абсолютно живой, он меняется постоянно, в зависимости от образовательной ситуации, в зависимости от поступления новых изданий в фонд библиотеки. И когда подразделения подают заявку, к ней автоматически генерируется отчет по книгообеспеченности данной дисциплины. Он нужен, прежде всего, для руководителя подразделения, руководителя вуза. Может быть по этой дисциплине уже есть 5 учебников 2018 г., потратить еще 100 тыс., чтобы купить еще один, наверное, в некоторых случаях, и не потребуется.

— Каким, на ваш взгляд, должно быть соотношение электронных и печатных изданий в учебном процессе вуза?

— Сейчас мы выходим на аккредитацию образовательных программ. Могу назвать абсолютно точные цифры по тому, что выбрали наши преподаватели для включения в качестве рекомендуемой литературы для учебно-образовательных программ. С точки зрения наших преподавателей, учебный процесс должен быть обеспечен на 70% изданиями из ЭБС и на 30% — печатной продукцией. Это сведения по итогам промежуточного анализа образовательных программ. По данным модуля «Книгообеспеченность», который во многом рекомендательный, соотношение составляет 54% в пользу ЭБС, что, на мой взгляд, точнее для текущей ситуации.

— Почему, на ваш взгляд, библиотеке крупного вуза в электронную эпоху трудно обеспечить печатными изданиями учебный процесс в соотношении 50 и 25% основной и дополнительной литературой?

— Это связано с тем, что, во-первых, уменьшились площади хранения. Библиотеки перешли на режим открытого доступа к литературе, в режим создания зон рабочих пространств для студентов, в которых они могут свободно заниматься со своими ноутбуками, книгами, просто работать над каким-то проектом, т. е. так называемых зон коворкинга.

Наши библиотечные помещения все чаще используются для проведения занятий, неформальных встреч, когда преподаватель хочет сменить аудиторную обстановку, чтобы изменить восприятие студентов.

Библиотеки открывают больше пространств и остается меньше пространства для хранения печатных изданий.

Во-вторых, печатные издания учебной литературы становятся все дороже. А ведь это один экземпляр, который будет использоваться одним читателем в течение семестра, а может и всего учебного года. Он также может не вернуться в фонд библиотеки в случае утери.

Процесс книгохранения печатных изданий дорогой, он требует сотрудников, он требует специальных стеллажей. Очень жесткие требования по пожарной безопасности, по санитарно-эпидемиологическим нормам — расставлять стеллажи широко, ставить на них книги определенным образом, обеспечивать проходы, возможность эвакуации. Все это очень важно.

На самом деле для современной библиотеки просто нет необходимости хранить такое количество печатных изданий. Просто на него нет запроса времени. В этом больше нет необходимости. Мы готовы на том же уровне, с тем же уровнем сервиса обеспечивать электронными изданиями так же, как и печатными.

— Какие же запросы времени, на ваш взгляд, приходится решать вузовской библиотеке в электронную эпоху?

— Самая важная задача, которая сегодня стоит перед библиотекой вуза в направлении учебно-методического обеспечения образовательных программ — собрать удачное сочетание печатных и электронных изданий, расположенных на платформах ЭБС.

Доступ к ЭБС осуществляется по коммерческой подписке. Мы, библиотека, готовим от лица вуза запрос на то, чтобы мы хотели получить в результате подписки. Вуз оплачивает доступ, чаще всего на календарный год, к той или иной ЭБС.

По требованиям ФГОС вуз не имеет права ни на один день прервать этот доступ. Если мы не успели вовремя заключить на следующий год договор, то для Росаккредагентства, которое будет проверять наши образовательные программы, это будет означать необеспеченность образовательной программы в этот период, а это риск того, что образовательная программа не пройдет аккредитацию и будет закрыта.

Библиотека вуза не только исполнитель традиционных библиотечных функций, не только культурный и образовательный центр, но и подразделение университета, которое должно быть полностью интегрировано в образовательный процесс своего университета, знать структуру образовательной деятельности и подходы к формированию образовательных программ, должна быть готова оперативно реагировать на изменения и даже предвосхищать их, должна быть консультационным центром для преподавателей и, конечно, соответствовать самым современным представлениям студентов.

 

Интервью подготовил Александр Вохмянин