Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Сотрудники научной библиотеки САФУ выступают экспертами в предметных отраслях

О роли вузовской библиотеки в процессе трансформации университета в интервью «Либинформ» рассказывает заместитель директора по развитию и проектной деятельности Интеллектуального центра — научной библиотеки имени Е. И. Овсянкина ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова» (г. Архангельск) Светлана Тюкина.

 

— Светлана Львовна, пандемия подстегнула процесс трансформации университетов. Как библиотека САФУ вписалась в этот процесс?

— Университеты до сих пор живут в модели Гумбольдта — классно-урочная система, лекции, семинары, а мир настолько изменился со времен Гумбольдта, что хорошо бы за этими изменениями успевать. Университет должен вписываться в динамичный новый мир со всеми его трендами — глобализацией, включенностью в общественное развитие, цифровизацией.

Сейчас, особенно в России, стали активно говорить о формировании третьей миссии университета — о социальной ориентированности, его активной включенности в развитие регионов. Университет меняет территорию, регион, город, область, а значит и страну. Если университет берет на себя функцию актора влияний, изменений, то очевидно, что сам должен становиться другим.

Трансформация — это история про научно осознанное развитие, сконструированное. Когда мы проектируем изменения, то всегда должны понимать, где находимся сейчас, какие у нас есть рамки, ограничения, ресурсы, в чем испытываем потребность. Современный университетский менеджер — это человек, который понимает не только в вопроса образования, но и в экономике, социальной сфере, политике. В одиночку это делать невозможно, поэтому собирается, как правило, команда людей, сонастроенных друг на друга. И дальше принимаются решения…

В САФУ несколько лет назад с участием всего коллектива, в том числе и сотрудников библиотеки, были определены восемь стратегических инициатив, приоритетных направлений: развитие кадрового потенциала, «Открытый университет», «Арктическая наука высоких достижений», реализация проекта «САФУ — наш дом» и другие. И по каждому направлению были составлены дорожные карты: что делаем, на какие этапы разбиваем, кто несет персональную ответственность за реализацию, какие индикаторы достижения цели и допустимые варианты отклонений.  

Трансформация — всегда момент понимания, что происходит вокруг, диагностики и умения принимать решения, позволяющие оперативно внести коррективы. Стратегия  — это еще и отказ. «Имейте мужество от чего-то отказываться», — учил нас научный руководитель Московской школы управления «Сколково» Андрей Волков, ресурсы не безграничны.

В период пандемии для университета стала очевиднее значимость, востребованность, доступность электронных ресурсов. Преподаватели и исследователи активнее начали делиться своими работами с электронной вузовской библиотекой. Пришло более точное и одновременно точечное понимание, как эффективнее работать с многочисленными ресурсами разных электронно-библиотечных систем, отбирать наиболее востребованную качественную литературу. Сформировался новый уровень осознанного понимания, какие книги нам нужны, какие учебные материалы важнее искать и использовать. Увеличилось количество преподавателей, которые стали активно пользоваться электронными ресурсами ЭБС, регистрировались даже те, кто раньше  настойчиво обходился только бумажными книгами. Задачами библиотеки стали — максимально оперативно и доступно разместить алгоритмы использования электронных ресурсов, дать логичные инструкции, своевременные комментарии. Появилась необходимость оперативных обзоров: какая ЭБС какие ресурсы открыла, кто предоставил открытый доступ, какие возможности появились для научных исследований, где можно что найти. Актуализировалась потребность в точной навигации на бескрайних просторах электронных ресурсов. 

Коллеги научились создавать викторины и квесты онлайн, стремительно осваивали видеомонтаж, накладывание аудиозаписей, создавали авторский контент. Начали по-другому формировать и делать посты в социальных сетях. В целом, мне кажется, есть необходимость переосмыслить роль социальных сетей в системе образования. 

Какие-то вещи хочется забыть, как страшный сон, но многое, напротив, использовать. К последним относятся новые технологии, методики, новые каналы коммуникаций, точечность подбора электронных ресурсов, понимание их значимости и востребованности, включенность в мировую научно-образовательную повестку. Обостренное внимание к развитию критического мышления. Необходимость постоянного роста компетенций для работы с информацией, ее анализа, изменения, переработки.

Библиотека является значимым элементом трансформации вуза. Очень важно, чтобы она была встроена в этот процесс, а не жила где-то на отшибе своей вольной жизнью. 

Мне кажется, что современный университет — это как симфонический оркестр, где, с одной стороны, важна слаженность партий, а с другой стороны, в определенный момент каждый должен быть готов исполнить роль солиста. Но при этом он должен слышать всех других.

— В своем выступлении на конференции, проводимой ЭБС «Лань», вы подчеркивали, что каждая библиотека уникальна по-своему, в чем уникальность библиотеки САФУ? Удалось ли сохранить все уникальные особенности в процессе трансформации? 

— Мы называемся Интеллектуальный центр – научная библиотека САФУ, т. е. являемся довольно широким явлением. Помимо библиотеки, в нашем составе два музея — музей занимательных наук, ориентированный на школьников, и музей истории университета. Наш центр — место встречи, если хотите, — это визит-центр университета, куда приходят очень многие, центр доступен для горожан и студентов не только нашего вуза. Будучи таким открытым местом, мы выполняем миссию развития научно-образовательного и культурного пространства. И понимаем, что наши задачи — не только работа с ресурсами, помощь в обеспечении необходимой учебной и научной литературой, но и активная включенность во всю жизнь университета: от профориентации до работы с выпускниками. Для нас важно сохранять арктический тематический фокус, внимание к исследованиям, связанным с Севером. 

В САФУ действует совет по развитию центра, который возглавляет ректор, и два раза в год мы обязательно встречаемся, согласовываем новые проекты, обсуждаем проблемы и ищем пути их решения и, конечно, меняемся вместе с университетом, ориентируясь на его приоритеты. 

— Каким должен быть современный библиотекарь? Какие есть возможности для профессионального роста в современных условиях? Каким образом у вас организована переподготовка библиотекарей? 

— На мой взгляд, следует говорить, скорее, о современном сотруднике, работающем в библиотеке. Помимо библиотекаря, это может быть менеджер проектного отдела, специалист по связям с общественностью, эксперт и ряд других позиций. В вузовской библиотеке каждый из них должен очень хорошо понимать включенность в университетскую систему. Понимать, что важно не только продвижение литературы, но и глубокое владение какой-либо тематической отраслью. Мы ориентируем сотрудников на важность быть экспертами в предметных отраслях. 

В период подготовки к аккредитации вуза за каждой кафедрой был закреплен библиотекарь-эксперт, который курировал процессы подготовки к проверке и стал консультантом для сотрудников кафедры, ориентирующимся какие новинки выходят именно для этого направления подготовки, какие появляются базы данных, интересные ресурсы, прежде всего, электронные. Для него, очевидно, нужна более высокая квалификация. 

Мы приветствуем, когда наши опытные сотрудники поступают в магистратуру. Это позволяет понять, как живет современный студент, что такое современный преподаватель.

У нас работает целая команда магистрантов. К ним прикрепляется наставник из опытных коллег. 

Приглашаем коллег из научного, учебного управлений, которые рассказывают, что для них является ценным, важным, какие у них есть запросы к библиотеке. Соответственно наши коллеги понимают, как они могут отвечать на эти запросы. 

Пандемия нас подтолкнула к переосмыслению роли социальных сетей. Мы запустили серию мастер-классов, семинаров по формированию контента в социальных сетях. Дискутируем, кто именно является нашей целевой аудиторией и как с ней работать, в каких жанрах, разбираем примеры и выполняем домашние задания.  

Предлагаем участвовать в специализированных семинарах, вебинарах. Иногда направляем сотрудников на курсы повышения квалификации, которые проводят ведущие библиотеки России, университетский совет по повышению квалификации всегда поддерживает эти решения.

Также у нас очень тесная связка с университетскими структурами, и на нашей площадке проходит очень много университетских конференций и семинаров. Коллеги готовят для них книжные выставки, по пути узнавая новую информацию, слушают доклады, обсуждения, принимают участие в мероприятиях, а значит, происходит взаимообогащающий обмен знаниями. 

На мой взгляд, корректнее говорить не столько о переподготовке, сколько о  развитии кадрового потенциала сотрудников. Для меня это более точная формулировка. Развитие персонала — всегда система, продолжительная история. 

— Какие функции библиотеки, на ваш взгляд, становятся определяющими, если она претендует на роль третьего места? 

— В сентябре была лавина звонков, причем не только от студентов и преподавателей, но и  от горожан и партнеров. «А читальные залы уже открыты?», «А экскурсии и занятия уже проводятся?», «Можно ли на вашей площадке проводить мероприятия?» 

Концепция третьего места, во многом концепция места встречи — «глаза в глаза», место разговора, узнавания. Ее создатель Рэй Ольденбург называл «Третье место» своего рода якорем в жизни общества, который содействует творческому взаимодействию людей, развитию гражданского общества. У нас читают на всех этажах, а где-то в холлах — танцуют, в других — играют в бильярд. В одной аудитории проходит репетиция театрального действия, в другой — читают стихи. А где-то тихо работают. У нас очень живая история в плане освоения холлов, коридоров. Наши аудитории становятся иллюстрациям «Поморской энциклопедии», они создаются совместно с партнерами — заповедниками, музеями, национальными парками, особенно значимыми для Архангельской области. Так появились залы Кенозерского национального парка и «Русской Арктики», Соловецкая, Пинежская аудитории. В них проводятся встречи, круглые столы, семинары совместно с нашими партнерами или по тематике, сфере их интересов. 

Все это в период ограничений одномоментно выключилось. Иногда в шестиэтажном здании находились только я и охранник. В библиотеке настала тишина, от чего стало сильно неуютно, страшно, честно говоря. 

Мы занялись расширением каналов коммуникаций и запустили, в частности, страницу в инстаграме. Стали больше смотреть на то, что делают наши коллеги в других вузах. 

Наш центр за последние несколько лет стал частым местом практики для студентов и постоянно увеличивается количество студентов, приходящим к нам, расширяются их тематические направления. Историки работают в архивах сектора редких книг и коллекций или в музее истории САФУ. Строители и реставраторы работают с музеями, айтишники создают интерактивные продукты, создают базы данных, придумывают, как можно провести какие-то занятия. Студенты-педагоги проходят практику на площадке музея занимательных наук и проводят многие мероприятия, участвуют в Фестивалях наук. Филологи и культурологи работают над организацией литературных встреч для иностранных студентов. Физики на наших площадках иногда проводят и лабораторные исследования. Литераторы проводят вечера, театральные постановки. Практики не всегда связаны сугубо с книгами, но всегда — с научно-образовательным пространством университета. Меняется и модель компетенций сотрудника библиотеки, он должен уметь работать со студентом, приходящим на практику, так появляется необходимость в педагогических навыках.  

То есть, говоря о функционале, это способствование, создание условий для творческого интеллектуального развития студентов, сотрудников университета, наших партнеров, жителей региона. 

— Какова, на ваш взгляд, роль библиотеки при участии вуза в программе стратегического академического лидерства? 

— Программа стратегического академического лидерства нацелена на изменение ландшафта российского образования в ближайшее время. Руководители библиотеки включены в рабочую группу по разработке этой программы для САФУ. Сейчас идет дискуссия, определяется, какая будет выбрана приоритетная стратегия. Уже понятно, что ключевое внимание уделяется сетевым проектам, консолидации ресурсов университетов в составе консорциумов. Для нас важно быть встроенными в сетевые проекты с другими вузовскими библиотеками, ЭБС, обеспечивать информационное, ресурсное, методическое сопровождение. Брать на себя новые направления работы, связанные с академической этикой, корректностью научного цитирования, развитием критического мышления. Может быть реализовывать несколько проектов, связанных с концепцией третьего места, социальной ориентированностью.