Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

РАМС продолжит лоббировать создание и развитие более высоких уровней подготовки в системе здравоохранения

Еще до коронавирусной пандемии Президент поручил правительству рассмотреть вопрос о введении в российских вузах программ прикладного бакалавриата. Насколько это актуально для обеспечения страны медицинскими работниками различного уровня подготовки, рассказал в преддверии начала нового учебного года в интервью «Либинформ» исполнительный директор Ассоциации медицинских сестер России (РАМС) Валерий Самойленко.

 

Год медицинской сестры и акушерки

— Валерий Валерьевич, вы последовательно и активно выступаете за расширение обязанностей медицинских сестер. Насколько это актуально в нынешних условиях, когда весь мир борется с распространением коронавирусной инфекции?

—  Значимость процесса расширения полномочий медицинских сестер настолько велика, что Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила 2020 год, впервые в истории человечества, годом медицинской сестры и акушерки. Это знак признания ключевого вклада этого звена системы здравоохранения в эффективность клинической работы.

— Что конкретно понимается под расширением обязанностей медицинских сестер,  действительно ли это вопрос профессиональной ассоциации?

— Всероссийская ассоциация медицинских сестер изначально была создана для развития профессии, для привлечения в российскую медицину лучших практик, предлагаемых коллегами во всем мире. На протяжении многих десятилетий мы наблюдаем, как весь мир занимается расширением сестринской практики, и стремимся привлечь мировые достижения в отечественное здравоохранение. 

Идея достаточно простая. Ни одной системе здравоохранения никогда не хватает денег. Хорошее лечение стоит дорого, ни в одной стране мира никогда самое лучшее лечение не будет общедоступным. Поскольку любая система работает в условиях ограниченных ресурсов, то любая система макроменеджмента ищет самые выгодные, удобные пути решения проблемы. Если говорить конкретно, то с позиции менеджера любую задачу должен выполнять самый «дешевый» специалист, который с ней справится. Но справится с надлежащим качеством.

Не нужно ставить докторов наук мыть пациентов, они, может быть, и вымоют их чуть лучше, чем санитарки, но разница в зарплате будет колоссальной. Наша задача, задача  общая в масштабах всей планеты, — определить соотношение уровня квалификации и сложности выполняемых работ так, чтобы хорошо подготовленный человек не делал слишком простую работу. 

Беда нашей страны, глобальная беда, с которой надо бороться, заключается в том, что, унаследовав советскую модель здравоохранения, в нашей системе здравоохранения практически каждый специалист делает то, что в иных странах делает специалист ступенью ниже.

Иными словами, у нас сестры массово выполняют санитарскую работу, которой не надо учиться три года, врачи выполняют функции, которыми в мире занимаются медицинские сестры, наши врачи-специалисты делают то, что в мире делают врачи общей практики, в конечном счете, стационары оказывает помощь, которую можно выполнить в амбулаторных условиях, а скорая помощь, помимо основной работы, затыкает все дыры.

При этом мы понимаем, что каждая последующая ступень значительно дороже предыдущей.

В медицине есть огромное количество стандартных клинических задач, не требующих академического клинического мышления, задач, которые у 990 из 1000 пациентов выполняются абсолютно одинаково. К примеру, ОРВИ. Во время эпидемии этого заболевания 99% пациентов услышат абсолютно одинаковые стандартные рекомендации. Много пить, контролировать температуру, контролировать 2–3 ключевых показателя и через неделю все пройдет.

Для того чтобы давать такие рекомендации и по алгоритму отслеживать развитие осложнений, не нужно учиться шесть лет и еще сверх этого в ординатуре. Мир пошел по пути передачи некоторых клинических полномочий специалистам сестринского звена. 

Прямой аналогии фельдшеру в большинстве стран мира нет 

— Специалистов сестринского звена готовят колледжи, а врачей — вузы. Не создает ли это трудностей в процессе передачи полномочий?

— У нас понятие медицинская сестра традиционно соотносится с термином среднее профессиональное образование. В цивилизованном мире, причем к этому цивилизованному миру сейчас относятся старые и новые страны Европы, Северной Америки, даже страны Африки и Ближнего Востока, система сестринского образования многоэтапная — от младшей сестры по уходу до магистратуры и до профессорского руководства клиниками.. Это путь медицинской сестры. 

В России система высшего образования для медицинских сестер существует уже почти 30 лет. Медицинских сестер с высшим образованием начали готовить в 1991 году в Москве, а в 1992 году — в Санкт-Петербурге. От этого начинания многого ждали. Но, к сожалению, специалистов выпускается мало, бюджетного финансирования не хватает. Глобальных изменений введение новой специальности не принесло.

В системе образования есть соотнесение уровня образования и квалификационной группы. То есть уровня сложности и ответственности выполняемой работы. Нельзя человеку передать какие-то более сложные полномочия без должного уровня образования. Полномочия соотносятся с уровнем подготовки.  

Медсестра относится к пятому квалификационному уровню. Медсестра с высшим образованием — к шестому. Есть еще фельдшер, который тоже относится к шестому квалификационному уровню, но в отличие от медицинской сестры-бакалавра, готовится в колледжах. В большинстве стран специальность фельдшера не имеет прямой аналогии. Эта специальность — есть отражение специфики нашей страны, ее огромных просторов. В значительной степени фельдшер соотносится с медсестрой более высокого уровня.

Мы можем разгрузить врача от той работы, которая не соответствует высокому уровню его подготовки, отдав фельдшерам часть рутинных функций врачей, что позволит врачам больше времени заниматься действительно сложными пациентами.

Возьмем, к примеру, хирургическое отделение. Предоперационная подготовка —  это стандартная процедура, предусматривающая, как правило, выполнение заранее известного перечня действий. Отвлекать на этот процесс врача неразумно. В операционной, безусловно, необходим высокоподготовленный (а значит хорошо оплачиваемый) врач. В послеоперационном периоде, периоде восстанавливающего ухода, врач тоже нужен далеко не всегда. По сути, академические врачебные знания нужны только в случаях осложнений. Поэтому, если из 100 прооперированных пациентов у 99 этот период проходит без осложнений, то и не нужно тратить время высококвалифицированных специалистов.

Но пятый уровень квалификационной группы, которому соответствует медицинская сестра, не предусматривает самостоятельной работы с пациентом.

Продвинутым колледжам по силам программы прикладного бакалавриата

—  Кто же, на ваш взгляд, должен обучать специалистов с расширенными клиническими полномочиями — колледж или вуз?  

— Процесс передачи полномочий зародился задолго до пандемии и будет продолжаться еще долго. Кстати, заметим, что передаче полномочий от врача к среднему медицинскому персоналу должна предшествовать передача каких-то трудовых функций от медицинских сестер младшему медперсоналу и другим помощникам. Показательная проблема, которая рассматривается уже много лет, — перевод подготовки фельдшеров в систему высшей школы. В системе среднего специального образования подготовка медицинской сестры занимает три года, а фельдшера — четыре. Вот эти четыре года, соответствующие шестому квалификационному уровню, —  это либо среднее специальное образование, либо бакалавриат, в зависимости от того, где он  учится.  

У нас в стране есть регионы, и это подавляющая часть страны, в которых врачей катастрофически не хватает. У нас сегодня фельдшер имеет право замещать, выполнять обязанности участкового врача, участкового терапевта, участкового педиатра, семейного врача.

Мы отдаем фельдшеру, а это специалист, подготовленный в тех же образовательных условиях, что и медсестра, возможность самостоятельного ведения лечебного процесса. И нам вполне очевидно, что уровня среднестатистического колледжа недостаточно, что нужна уже другая, более фундаментальная подготовка. Мы сейчас понимаем, что уровня подготовки фельдшера в средних специальных учебных заведениях недостаточно. Мы возлагаем на фельдшера слишком высокие задачи. Уже три-четыре года идет речь о переводе подготовки фельдшеров в систему высшей школы. Однако при кажущейся простоте решению проблемы сопутствуют немалые сложности.

В Москве, Санкт-Петербурге и городах-миллионниках относительно легко передать подготовку фельдшеров в вузы. Мы бы могли сформулировать профессиональные и образовательные стандарты, поставить цели образовательного процесса, а образовательные организации высшего профессионального образования без большого напряжения могли бы открыть подготовку по новой специальности. При этом новые специалисты получали бы фундаментальную теоретическую подготовку на кафедрах, практико-ориентированную подготовку в клиниках для достижения тех целей и того уровня профессиональной автономии, которые мы определим в профессиональном стандарте.

Но у нас есть огромные территории, где подготовка нужна, а вуза нет. И возникает вопрос: кто будет обучать в этих регионах? Если мы бездумно отдадим подготовку фельдшеров в вузы, у нас целый ряд регионов останется без подготовленных кадров. 

Возможным решением проблемы могла бы стать возможность реализовывать программы высшего образования уровня прикладного бакалавриата в крупных продвинутых колледжах.

РАМС заинтересована в развитии качественного образования

— Что нужно изменить, чтобы возникло это право?

— Если мы возьмем требования, которые устанавливает федеральное законодательство к колледжам и образовательным организациям высшей школы, то увидим, что они различаются, как небо и земля. 

Требования, которые предъявляются к вузам, ни один колледж не выполнит. Там и фундаментальные исследования, и определенный процент преподавателей с научными степенями… Поэтому нам нужно какое-то промежуточное звено. Мы понимаем, что даже самый лучший колледж уровень серьезной высшей школы никогда не вытянет, а вот уровень некой прикладной задачи с серьезным фундаментальным образованием может, если мы разделим бакалавриат. 

Пусть будут академический бакалавриат, нацеленный на дальнейший образовательный и профессиональный рост, на педагогику, на научные исследования, на управление, и прикладной, который будет «попроще», но при этом намного выше нынешнего среднего профессионального образования, и мы пропишем новые, более высокие требования, которые самые лучшие колледжи смогут реализовать.

Если проблема будет решена таким образом, то ассоциация поддержит этот путь развития. Прикладной бакалавриат нам нужен, но не как самоцель, а как реализация глобальных планов по совершенствованию профессии. Это часть назревшей, необходимой глобальной реформы всей системы здравоохранения.

Ассоциация, которую я представляю, была, есть и будет заинтересована в развитии качественного образования. Для этого мы будем сотрудничать с любыми организациями, включая органы федеральной и региональной власти Российской Федерации, все виды образовательных организаций среднего специального, высшего, дополнительного образования; мы готовы сотрудничать с частными, государственными, смешанными, российскими, зарубежными образовательными организациями. Мы будем работать со всеми, кто разделяет наши идеи. 

И в конечном итоге, мы будем поддерживать любые изменения в системе нормативно-правового регулирования, направленные на совершенствование системы здравоохранения. Тридцать лет мы «бомбардируем» Минздрав и будем «бомбардировать» его и дальше, лоббируя создание и развитие более высоких уровней подготовки, включая оба вида бакавлариата, прикладной и академический, и последующего освоения программ магистратуры и более высоких программ. 

Но мы будем препятствовать непродуманному, спонтанному возникновению программ, если они не будут подкреплены общим пониманием того, кого мы готовим, и места выпускника в будущем медицины.