Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Александр Никифоров: ЭБС – площадка для научных журналов

Требование повышать публикационную активность уже выразилось в том, что в научном сообществе стали не только больше писать, но и больше читать статьи своих коллег. Возможно, в этом причина внимания к пока еще мало раскрытому потенциалу электронно-библиотечной системы (ЭБС) — как площадки для научной периодики. Директор издательства «Лань» Александр Никифоров поделился своим опытом предоставления доступа к академическим журналам на платформе ЭБС издательства «Лань».

— Александр Владимирович, уже сложился привычный образ ЭБС как книжного репозитория. В качестве эксперимента Вы стали размещать на своем ресурсе не только книги, но и научную периодику. И оказалось, что она очень востребована.

Да, именно так и было. В начале пути ЭБС развивалась как электронный продукт, который наполняли исключительно книги, прежде всего учебные, затем стали появляться и научные. К журналам мы обратились через полтора года нашей работы. Изначально интерес был исключительно коммерческим. На волне «книжного» успеха мы подумали, что наши мощности позволят представить на портале и периодику. Поэтому стали предлагать как платную подписку на журналы, так и бесплатную. Однако в скором времени увидели, что, к сожалению, ошиблись в расчетах. Если количество книжных коллекций и их подписчиков все увеличивалось, то на платную периодику университеты подписывались неохотно. Зато бесплатные журналы читали все больше, и мы как администраторы собственного ресурса увидели рост статистики обращений к ним.

— Наверно, и от университетов стал приходить обратный отклик?

Да, каждый издатель в системе имеет личный кабинет, где может видеть, читатели каких организаций обращаются к его журналам, наиболее популярные статьи и выпуски. Все это небольшая, но достаточная информация для того, чтобы вести аналитику и вносить коррективы в свою редакционную деятельность. Одновременно мы увидели интерес и со стороны других университетов, которые тоже стали размещать свои журналы на нашей площадке.

— В чем причина этого интереса?

Думаю, наукометрический фактор можно выделить как некий объективный фактор, который сейчас подчинил деятельность университетов, преподавателей и ученых. В то же время, влияет и развитие такого института, как открытый доступ, развитие электронных ресурсов. Скорее, сочетание ряда факторов дают такой результат: научная периодика у нас становится все более востребована.

— Каким образом размещение журналов в ЭБС влияет на рост наукометрических показателей?

Мы можем говорить о косвенных параметрах, которые могут влиять на наукометрические показатели: о популярности журналов и статистике использования на нашем ресурсе. Чтобы журнал имел высокий импакт-фактор, необходимо — если говорить упрощенно — обеспечить две важнейшие составляющие. Первое — качество статей: они должны действительно иметь научную ценность и быть востребованными, за это мы никак не можем отвечать. И второе — обеспечить максимально возможную целевую аудиторию. Именно это мы успешно делаем, автоматически предоставляя доступ к журналам всем нашим подписчикам. Чтобы не быть голословным: у нас 900 организаций-подписчиков (включая и тех, кто использует только бесплатный контент, в основном университеты), более 500 тыс. зарегистрированных личных кабинетов и 200 тыс. индивидуальных посетителей ежемесячно, т. е. весьма внушительная аудитория. На данный момент в системе около 600 научных журналов и почти 500 тыс. обращений к статьям за прошлый год.

— Какие отрасли наглядно демонстрируют увеличение спроса на научную периодику?

Лучше всего эту тенденцию иллюстрируют узкие сегменты — например, университеты пищевых технологий, институты культуры, консерватории: они ярко демонстрируют рост обращений к научным журналам. Проявлена эта тенденция и в аграрном секторе. Сейчас в стране около 55 аграрных вузов и многие разместили у нас свои журналы. В частности, только к Вестнику Орловского аграрного университета в 2015 году обратились читатели почти 400 организаций, в основном университетов. О чем говорят эти цифры? Прежде всего, о том, что журнал публикует качественные статьи. А также о том, что аграрные вузы выходят за рамки своей отраслевой принадлежности: их читают и в университетах других профилей. Мы же, предоставляя аудиторию, обеспечиваем им эти результаты и помогаем повышать узнаваемость, читаемость, импакт-фактор. Суммарное количество статей, скачанных за год только в этом упомянутом журнале, приближается к 4 тыс. Некоторые издатели признаются, что такой статистики обращений не было за всю историю существования их журналов.

— Каковы традиционные площадки размещения научных журналов, помимо ЭБС?

Сайт университета и портал Elibrary. Разумеется, это крупнейший ресурс научной периодики в стране, с которым сложно кому-либо конкурировать. Для читателей, конечно, имеет значение объем необходимой информации на ресурсе — здесь с Elibrary никто не сравнится, это факт, но и у нас количество журналов растет. Другой важный фактор — удобство работы. Насколько легко с ресурсом работать, насколько быстро можно найти, открыть, скачать статью. Если предположить, что есть несколько ресурсов с одинаковым объемом нужной информации, конечно, работать будут с тем, с которым работать удобнее.

— Какие сервисы и инструменты обеспечивают это удобство?

Важная вещь — система поиска в системе. Поиск не просто по журналам и авторам, а именно контекстный поиск. Наш опыт показывает, что книгу, как правило, ищут по ее автору. Что касается периодики, это редкий случай, если только конкретная статья не была рекомендована. Работая над научной проблемой, ученый делает поисковые запросы по ключевым словам и получает список ссылок на статьи по релевантности.

— Как бы Вы охарактеризовали свою аудиторию? Каковы ее отличительные черты?

Целевая аудитория — студенты и преподаватели, которые занимаются научной деятельностью. Студенты при выполнении квалификационных работ пользуются прежде всего научной периодикой, нежели литературой. А преподаватели, поскольку вынуждены повышать публикационную активность, читают и то, и другое. Чтобы писать научные статьи с определенной периодичностью, ученые должны очень много читать. «Кто хорошо читает, тот хорошо пишет», — эту формулу я услышал в свое время от университетов, которые начали подписываться на зарубежные электронные ресурсы и выявили закономерность: их преподаватели стали больше читать и хорошо писать. Больше и лучше. Мы являемся частью этого правила, предоставляя возможность чтения. Научной периодики на ресурсе становится все больше. Статистика ее использования до сих пор растет кратно. Статистические показатели использования книг также заметно растут, но количество просмотренных журналов и скачанных статей каждый год увеличивается в разы.

— Вы упомянули, что размещение журналов на платформе бесплатное. Почему портал в этом заинтересован?

Да, прямую финансовую выгоду мы из этого не извлекаем, скорее, для нас это весьма серьезные траты. Однако научная периодика на ресурсе делает его в целом более привлекательным, в результате у пользователей сохраняется интерес в продлении коммерческого доступа и формируется у тех, кто не является коммерческими подписчиками.

— Какими Вам видятся перспективы размещения научных публикаций на базе интернет-платформ?

Это однозначный обязательный вектор развития. Учитывая развитие наукометрии, которая подчинила деятельность вузов и преподавателей, развитие открытого доступа и электронных ресурсов, предоставляющих доступ к массивам научных данных, можно сделать вывод, что научная информация будет представлена на все большем количестве площадок и становиться все более доступной.

Материалы по теме:

Вячеслав Петряков: «Отдаленные перспективы учебной книги видятся оптимистичными»

Вячеслав Петряков: «Отдаленные перспективы учебной книги видятся оптимистичными»
Вячеслав Петряков, генеральный директор издательства «Флинта»

Образовательная литература сегодня находится в двойственной ситуации: тиражи печатных книг падают, однако расширяется их ассортимент, а роль электронных продаж все возрастает. О том, как удается находить баланс между печатными и электронными изданиями и поводах для оптимизма, мы поговорили с Вячеславом Петряковым, генеральным директором издательства учебной литературы «Флинта».

КиберЛенинка: 7 преимуществ открытого доступа

КиберЛенинка: 7 преимуществ открытого доступа
Дмитрий Семячкин, директор научной электронной библиотеки «КиберЛенинка», научный сотрудник ИПМ им. М.В. Келдыша РАН, кандидат физико-математических наук

КиберЛенинка — научная электронная библиотека, созданная в парадигме открытой науки. Основатель и руководитель проекта Дмитрий Семячкин поделился своим видением преимуществ и перспектив открытого доступа к научным публикациям. Среди них — повышение престижа отечественной науки и привлечение инвестиций в прикладные дисциплины.

Лев Клейн. Парадоксы открытого доступа

Лев Клейн. Парадоксы открытого доступа

Историк науки, археолог, один из основателей Европейского университета в Санкт-Петербурге Лев Клейн опубликовал за свою научную карьеру более 600 работ. И сейчас, после выхода на пенсию, продолжает научную и писательскую деятельность, ведет авторскую колонку на сайте научного сообщества «Троицкий вариант», но с изданиями открытого доступа сотрудничать не спешит. В беседе с нами профессор Клейн поделился опасениями, связанными с этой моделью доступа к научной информации.