Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

iPad, e-ридеры и начальное обучение: обзор исследований Американской научно-исследовательской педагогической ассоциации

Цифровое чтение и обучение грамотности стали центральной темой на ежегодном собрании Американской научно-исследовательской педагогической ассоциации, состоявшемся на прошлой неделе.

Здесь представлен обзор текущих исследований, которые готовятся Ассоциацией к публикации. Их общая тема: необходимо увидеть, как же на самом деле цифровые устройства, приложения и электронные книги используются на уроках в начальной школе, а также понять, что наиболее перспективные методы обучения грамотности соединяют в себе использование новых цифровых инструментов и общение лицом к лицу.

Бенджамин Херольд

1. Совместное чтение детьми и родителями электронных книг

Предварительные результаты текущего исследования показали, что родители детей младшего возраста, как правило, становятся пассивными наблюдателями, когда их дети читают электронные книги с помощью цифрового планшета. На видео, которое запечатлело общение восьми пар «родитель—ребенок», количество взаимодействий с детьми, которые инициировали родители, с течением времени уменьшилось.

«По мере того, как продолжительность каждого сеанса возрастала, родители позволяли детям все больше независимости в обращении с техникой, сокращая вербальное и физическое взаимодействие с ними», — пишет Корин Эглстон, помощник директора научно-исследовательского центра раннего детского возраста в государственном университете Нью-Йорка — Буффало, в статье, которая готовится к рецензированию и публикации.

«Когда внимание ребенка угасает, родители пытаются возвратить его, попросту перемещая планшет прямо перед лицом ребенка» — заключили эксперты.

Также опросы родителей показали, взрослые ожидают, что дети проявят большую самостоятельность в обращении с электронными планшетами, чем при чтении печатных книг.

Это тревожная тенденция, считают исследователи. Технологии должны быть «катализатором для совместных игр и обучения», и родителям следует обсуждать с детьми электронные книги и приложения так же, как они обсуждают печатные книги.

2. Интеграция приложений для iPad в обучение грамоте: ожидания учителей и результаты учеников

Пятьдесят учеников первых классов семи городских начальных школ для отстающих детей показали значительные улучшения в способности запоминать и определять буквы после использования приложения Letterworks для iPad, разработанного Министерством образования США в качестве составного звена программы по улучшению чтения (предназначенной для детей, имеющих трудности в обучении грамотности). Однако, несмотря на эти достижения, учителя, принимавшие участие в эксперименте, выразили нежелание продолжать использовать приложение.

«Мы встретились с серьезным препятствием: оказалось, что традиционные представления преподавателей об обучении грамотности не способствуют распространению информационно-коммуникационных технологий в младшей школе», — пишет Эмили Роджерс, старший преподаватель государственного университета Охио.

Многие учителя, принявшие участие в исследовании, заявили, что предпочли бы использовать магнитные буквы вместо iPad-приложения, главным образом потому, что убеждены в важности тактильного восприятия в детском возрасте.

Существует острая необходимость рассмотреть соответствие того, как используются информационно-коммуникативные технологии, и теоретической базы, которая определяет подход преподавателей к обучению.

Данное исследование завершено и в настоящий момент проходит процедуру рецензирования.

3. Приложения для e-ридеров и вовлечение в чтение

Приложение для электронных ридеров, созданное, чтобы способствовать совместной деятельности и обсуждениям среди учеников и преподавателей, используется в основном как инструмент для доставки заданий и контроля базового понимания прочитанного у студентов (в данном эксперименте участвовали два четвертых класса престижной частной начальной школы).

В отчете об этом методическом эксперименте Аиша Хашим, научный сотрудник Университета Южной Калифорнии, сообщает, что ученики придавали «меньшее значение ответам на вопросы [в приложении]» и высказывает мнение, что «ответы на вопросы [с помощью приложения] мешали вовлеченности и получению удовольствию от текста».

Эти непредвиденные результаты «потенциально могут перевесить значение когнитивной поддержки, которую приложение предоставляет некоторым студентам» с помощью таких инструментов, как встроенный словарь и функция чтения вслух, утверждают ученые.

Это предварительные результаты исследования, которое в настоящий момент продолжается.

4. Подходы к чтению и глубина понимания текста: анализ приложения для чтения на iPad «Помощник воспитателя»

Воспитанникам детского сада дали возможность совместно читать и обсуждать электронную книгу, доставленную через приложение для iPad, что позволило выработать устойчивые навыки чтения и прийти к более глубокому пониманию прочитанного, согласно результатам предварительного анализа исследования, проведенного учеными Оклендского университета (штат Мичиган).

Дети помогали друг другу использовать приложение и обсуждали смысл прочитанного. Все это помогло выработать более «интегрированные» модели чтения, в которых дети слушали текст с помощью приложения, а также привлечь их внимание к важным моментам, содержащим дополнительную информацию и смыслы.

Интегрированные модели чтения помогли детям сделать выводы и выявить более глубокие связи, написали Таня Крайст и X. Кристин Ванг в статье, основанной на предварительном анализе проводимого исследования, которая еще не была представлена для рецензирования и публикации.

Вывод, который должны сделать школы, по словам исследователей: «Учителям следует предоставлять маленьким детям возможности для чтения книг на iPad вместе с друзьями и облегчать им общение между собой в ходе совместного чтения, чтобы способствовать развитию».

Источник: Digital Education

Материалы по теме:

Библиотека «ГОРОД»: Мы учим родителей читать книги вместе с детьми

Библиотека «ГОРОД»: Мы учим родителей читать книги вместе с детьми

После реконструкции детская библиотека «ГОРОД», объединившая образование и развлечение, стала одним из любимых мест отдыха. Здесь признаются, что нередко видят, как ребенок, который хочет провести выходной в ее пространстве, приобщает к библиотеке и своих родителей. И здесь этому рады, потому что один из принципов, которые пропагандируют в «ГОРОДе» — родители должны учиться читать волшебные сказки вместе с детьми.

Библиотерапия: книга как лекарство

Библиотерапия: книга как лекарство

Британские врачи прописывают своим пациентам книги. Рекомендованный Министерством здравоохранения Великобритании список для чтения включает 30 книг, среди которых — «Разум превыше настроения», «Бойся, но делай», «Книга хорошего настроения». Сегодня, когда мы тонем в потоках сетевых сообщений и публикаций, знания и опыт библиотерапевта обретают особенное значение. О том, как своевременная рекомендация гида-библиотекаря может помочь справиться с трудной ситуацией — в нашем новом материале.

Чтение с монитора подавляет критическое мышление?

Чтение с монитора подавляет критическое мышление?
Наоми С. Барон, профессор лингвистики, исполнительный директор Центра исследований образования, Американский университет

Автор книги Words Onscreen: The Fate of Reading in a Digital World («Слова на экране: судьба чтения в цифровом мире») Наоми С. Барон размышляет над тем, как под влиянием высоких технологий изменяется природа чтения. Вслед за перемещением текста из печатного в электронный мир, глубокое чтение вытесняется поверхностным просмотром. Каким образом это сказывается на нашей способности критически и творчески мыслить?