Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Школьная библиотека XXI века: 5 идей (2)

Преобразование библиотек в творческие пространства — одна из сегодняшних тенденций. Несколько рекомендаций от журнала School Library Journal как сделать пространство школьной библиотеки более инновационным и креативным. Журнал советует смотреть далеко вперед, учитывая при планировании, что потребности учащихся в технологическом обеспечении будут только возрастать.

Маргарет Салливан

4. Не жертвуйте благоустроенностью ради красоты

Помните те великолепные помещения, которые украшают страницы журналов по дизайну и архитектуре? Вы не обязаны стремиться выглядеть также. Школьная библиотека — не эстетическая заявление; она должна быть приспособлена и для упорного труда. Хорошо, когда гости входят и ахают: «Как красиво!» Но вы должны гарантировать, что это привлекательное пространство заполнено учениками, которые заняты поиском информации и обменом идеями.

И скажите, разве я единственный человек, который не симпатизирует библиотекам в стиле Starbucks в высшей школе? Это те библиотеки, в которых есть кофе-бар, кофейные столики и множество пуфов. Студенты приходят туда поболтать с друзьями (до и после занятий или во время обеденного перерыва), а также проверить электронную почту, социальные сети, полистать журналы и выпить кофе. Конечно, это здорово и социально, но помогает ли им это преуспевать в учебе?

Эти модные обстановки зачастую являются результатом труда дизайнера интерьеров, который не понимает образовательную роль школьной библиотеки или не отличает ее от публичной библиотеки. Определенная заслуга, по всей видимости, принадлежит и библиотекарям, которым сложно устоять перед такой красотой. После долгих лет, проведенных в переполненных залах с неудобными потрепанными креслами, потрескавшимся ламинатом и абонементным столом, превратившимся в склад для всего, от книг до принтеров, некоторые библиотекари просто зашли слишком далеко в противоположном направлении.

Какими бы привлекательными ни были эти новые пространства, со временем они потеряют свою ценность. Ведь даже дома изысканная гостиная не используется для обучения; это хорошее место, чтобы посидеть и развлечь гостей. Но когда люди хотят что-то создать или обсудить, зачастую они направляются на кухню. Здесь можно разложить на столе свои работы, быть ближе друг к другу. На кухне вы можете выпить напиток без опасения пролить его на дорогое кресло. То же самое можно отнести и к школьной библиотеке. Ее обстановка должна быть рабочей, здесь должно быть много «техники» и пространства для исследований, где можно выполнять работу и потреблять «информационную пищу». Это не означает, что библиотека не может стать одним из самых привлекательных мест в школе. Мне довелось видеть замечательные «кухни», которые были также трудолюбивы, как и красивы.

Я вовсе не имею в виду, что в школьной библиотеке не должно быть удобных кресел для отдыха. В библиотеке должны быть стулья и кресла, которые в буквальном смысле поддержат учеников во всех их учебных начинаниях. Если в вашей библиотеке есть место для таких лаундж-кресел, дополните их специальными подставками для планшетов, чтобы ваши ученики смогли использовать их в многозадачном режиме.

Начните планирование библиотеки с составления списка приоритетных видов деятельности и желаемых результатов, к которым должны стремиться ученики. Постарайтесь четко определить для себя тот тип культуры, который должны видеть люди, входящие в библиотеку. Что бы вы ни делали, не позволяйте мебели становятся главной темой и диктовать культуру пространства.

5. Обустройте внутренний дворик

В наши дни, когда почти каждая свободная минута погружена в технологии, становится важным сделать чувства и восприятие учеников более гармоничными. Не знаю, согласитесь ли вы с книгой Ричарда Лоува (Richard Louv) Last Child in the Woods («Последний ребенок в лесах»), которая утверждает, что современные дети, как никто, отрезаны от природы и даже связывает с этим ряд психических расстройств, но очевидно, что сегодняшние подростки проводят меньше времени на улице, чем предыдущие поколения. И это отличная причина для того, чтобы оборудовать внутренний дворик для чтения в школьной библиотеке.

Пространство библиотеки весьма ограничено. Вы сможете значительно его расширить, если создадите безопасные условия на открытом воздухе, где ученики могли бы собираться вместе, читать, выступать или просто отдохнуть. Нет, это открытое пространство не будет доступным каждый день, но те дни, когда оно будет использоваться, станут особенными. Люди хранят воспоминания о моментах, проведенных вместе с классом на природе, так пусть и библиотечное время станет таким же запоминающимся. Кроме того, понаблюдать за природой — простой способ снять напряжение с глаз. Поэтому, планируя школьную библиотеку, постарайтесь включить эту возможность и по практическим, и по эстетическим соображениям.

Качественное оконное оформление позволяет естественному свету заливать залы современных библиотек, а окна во всю стену могут быть обрамлены деревьями, зеленью и небом. Создадите вы дворик для чтения или нет, убедите проектировщиков привлекательно оформить прилегающую к окнам территорию и отдайте пространство прямо перед окнами ученикам (не стеллажам). Пусть они наслаждаются солнечным светом, красивым видом и наблюдают смену сезонов; эти впечатления значительно обогатят процесс обучения.

Цвета и фактуры — еще один способ разнообразить сенсорные ощущения в вашей библиотеке. Стены, пол и потолок предлагают поверхности для ярких цветов, настенной росписи и предметов искусства. Все это добавит жизненности и, кроме того, позволит визуально объединить различные области в библиотеке или выделить определенную зону. Белые и бежевые цвета, невзрачные ковровые покрытия обладали монополией в школьных библиотеках слишком долго.

Торцевые панели также могут стать холстом для креативных изображений и сделать пространство визуально более интересным. И, наконец, смелые надписи, графические значки, интересные светильники, реквизит, освещение — все это будет способствовать тому, что ваша библиотека станет местом, которое ученики захотят осваивать и разумом, и чувствами.

Если мои рекомендации несколько вас озадачили, это можно понять. Перемены часто пугают, но примите их. Важно осознать, какие именно изменения позволят обогатить учебный процесс в школе. И не размышляйте о будущем вашей библиотеки слишком долго, иначе ваши ученики оставят вас позади.

Источник: School Library Journal

Материалы по теме:

Библиотека «ГОРОД»: Мы учим родителей читать книги вместе с детьми

Библиотека «ГОРОД»: Мы учим родителей читать книги вместе с детьми

После реконструкции детская библиотека «ГОРОД», объединившая образование и развлечение, стала одним из любимых мест отдыха. Здесь признаются, что нередко видят, как ребенок, который хочет провести выходной в ее пространстве, приобщает к библиотеке и своих родителей. И здесь этому рады, потому что один из принципов, которые пропагандируют в «ГОРОДе» — родители должны учиться читать волшебные сказки вместе с детьми.

Библиотека «ГОРОД»: эволюция пространства

Библиотека «ГОРОД»: эволюция пространства

Чтобы библиотека продолжила существование как физическое пространство, необходима индивидуальная идея, которая создаст визуальное и смысловое единство и позволит посетителям находить любимые места в соответствии с личными резонансами. Детская библиотека «ГОРОД» — о модернизации своего пространства в соответствии с концепцией edutainment.

Школьная библиотека XXI века: 5 идей (1)

Школьная библиотека XXI века: 5 идей (1)
Маргарет Салливан

Преобразование библиотек в творческие пространства — одна из сегодняшних тенденций. Несколько рекомендаций от журнала School Library Journal как сделать пространство школьной библиотеки более инновационным и креативным. Журнал советует смотреть далеко вперед, учитывая при планировании, что потребности учащихся в технологическом обеспечении будут только возрастать.