Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Школьная библиотека XXI века: 5 идей (1)

Преобразование библиотек в творческие пространства — одна из сегодняшних тенденций. Несколько рекомендаций от журнала School Library Journal как сделать пространство школьной библиотеки более инновационным и креативным. Журнал советует смотреть далеко вперед, учитывая при планировании, что потребности учащихся в технологическом обеспечении будут только возрастать.

Маргарет Салливан

Все меняется. Начнем с того, что Интернет, электронные книги и приложения уже стали частью повседневной жизни ваших учеников. Как превратить библиотеку в учебный центр, максимально соответствующий реалиям сегодняшнего, столь быстро меняющегося цифрового мира? Я работаю дизайнером школьных библиотек в течение долгих лет, и поверьте, ответить на этот вопрос нелегко.

Недавно я поняла, что многие из тех вещей, которые были важны в моей работе еще пять лет назад, сегодня уже не имеют такого значения. Например, теперь меня мало интересует, сколько у вас книг, каковы размеры пространства, какое дерево использовать для отделки, сколько учеников в каждом классе, и даже куда поставить абонементный стол. Все эти вопросы были заменены гораздо более актуальными. Например, такими: какие электронные ресурсы и инструменты понадобятся вашим ученикам, каковы учебные цели вашей школы, каким образом нам следует учесть их при разработке библиотеки?

Мне бы хотелось сказать, что я знаю, как создать идеальную школьную библиотеку, которая будет служить вам и вашим ученикам годы. Но правда заключается в том, что не существует единой модели, которая подошла бы всем. Важно осмыслить учебный план и оценить имеющиеся ресурсы, чтобы понять, что именно оптимальным образом будет работать на ваших учеников. Я постараюсь дать ряд рекомендаций, которые помогут в создании наилучшего учебного пространства. Вот пять идей относительно дизайна, которые стоило бы иметь в виду, планируя «библиотеку мечты».

1. Сделайте пространство подвижным и гибким

Многие библиотекари — даже те, кто работает в новых медиацентрах, — вынуждены применять устаревшие методики обучения, а все потому, что библиотечные пространства оказались недостаточно гибкими. Не позволяйте этому случиться с вашей библиотекой.

Учащиеся должны учиться использовать множество ресурсов в своем исследовании, формулировать конструктивные вопросы, оценивать различные точки зрения. Кроме того, ученики XXI века учатся демонстрировать свое понимание новыми способами, через создание собственных видео и мультимедийных презентаций. Поэтому каждая школьная библиотека нуждается в гибком и подвижном учебном пространстве, которое способно поддерживать множество различных форм обучения и преподавания, а не только хранить учебные материалы. Это пространство должно быть оснащено беспроводными технологиями и не быть заставлено тяжелой мебелью: неподвижными столами и стульями или, хуже того, встроенными рабочими местами.

Учебные модели меняются, и школьные библиотеки должны брать инициативу на себя. Во многих школах становятся популярными совместное и проектное обучение, а также обучение равными по статусу (peer-to-peer tutoring) и индивидуальные занятия (one-on-one learning). Классы отходят от «менталитета кафедры» и адаптируются к различным стилям обучения своих учеников. Библиотеки должны следовать той же логике и меняться в соответствии с теми способами обучения, которые предпочитают учащиеся. Гибкость пространства имеет первостепенное значение; традиционная библиотечная мебель часто выглядит громоздкой и делает многие конфигурации невозможными.

Интерактивные доски (например, SMART Board 600i, ActivBoard 500 Pro, eBeam Engage) — это лишь одни из тех удивительных современных инструментов, которые библиотекари вводят в пользование. Эти новые устройства позволяют пользователям делиться информацией с мониторов своих ноутбуков с учителями и другими учениками; они идеально подходят для проведения семинаров, ученических презентаций, дистанционного обучения, просмотра веб-сайтов, выступлений и да, даже для просмотра лекций. Педагоги могут использовать интерактивные доски, чтобы сделать доступным лекционный материал для тех студентов, которые отсутствовали на занятиях или нуждаются в дополнительном времени.

Разрабатывая план школьной библиотеки, обязательно постарайтесь донести до сообщества роль библиотекаря как коллективного педагога. Вкупе с осознанием различных стилей обучения и применением новых технологий это станет отправной точкой для ярких инновационных идей по созданию интерактивных учебных пространств.

2. Помните: библиотека — не книжный склад

Настало время прекратить складировать книги и начать продвигать их. Воспользуйтесь советом торговой книжной компании Barnes & Noble. Сделайте книги и журналы в библиотеке более привлекательными (и более заметными!) для учеников, используя экраны, подвижные светильники, вывески и освещение.

Вместо того чтобы фокусироваться на том, сколько полок вам необходимо, подумайте, каким образом печатные коллекции могли бы расширить и улучшить ваши электронные ресурсы. Печатные книги остаются важнейшим инструментом, особенно для начинающих читателей. И традиционная книга является тем ценным источником, который может обогатить опыт любого учащегося, особенно в таких предметах, как словесность, обществознание, искусство и история. В сущности, печатные материалы остаются основополагающим библиотечным ресурсом, особенно в тех школах, которые не имеют отдельного компьютера для каждого ученика.

Но, решив вдохнуть новую жизнь в печатные коллекции, не уклоняйтесь от использования электронных книг и цифровых устройств для чтения. В конце концов, какой формат «цифровые от рождения» предпочитают больше всего? Печатную книгу, которая хранится в шкафу, высота которого два метра, и требуется лестница, чтобы ее достать? Или электронную книгу, которую можно загрузить на устройства Kindle, Nook или Sony Reader быстрее, чем найти лестницу? К тому же, сейчас появилась другая альтернатива ридеру — Ectaco’s jetBook, сконструированная специально для общеобразовательных школ.

3. Настаивайте на мощной инфраструктуре

Не экономьте на электрическом оснащении библиотеки. Несколько розеток на стене — теперь этого не достаточно. Медиацентры должны оснащаться по последнему слову высоких технологий, пользователям требуются мощности, чтобы поддерживать весь растущий арсенал электронных устройств. Помните, что необходимо планировать с заделом на будущее, потому что возврата не будет. Когда цементный пол зальют, вопрос электрического оснащения библиотеки будет решен на годы.

Ограниченные возможности в будущем будут контролировать способы использования пространства. Я видела много новых библиотек, где студенты могут удобно пользоваться компьютерами лишь в небольшой зоне. Ноутбуки и переносные устройства, визуальные и аудиоинструменты, принтеры, интерактивные доски, мультимедийное оборудование — они развиваются в невероятно быстром темпе, но рано или поздно любой из них нужно заряжать. Поэтому приобретите несколько восьмиканальных источников питания (наподобие Smith System I-O Post), которые можно установить на расстоянии вытянутой руки в центре конфигурации из сдвинутых столов или посреди лаундж-кресел.

Также неразумно экономить на оформлении окон. Современные школьные библиотеки купаются в естественном свете, который является замечательным способом уменьшить потребность в искусственном освещении. Естественное освещение украшает, улучшает процесс обучения и создает для него изысканное пространство. К сожалению, прямой солнечный свет может ослеплять, мешает видеть изображение на мониторе, повышает нагрузку на школьные системы отопления и кондиционирования. Чтобы управлять солнечным светом в течение дня, попробуйте использовать специальные жалюзи (например, от Hunter Douglas), которые радикальным способом фильтруют свет, или используйте традиционные шторы и жалюзи.

Постарайтесь как можно быстрее войти в контакт с ИТ-отделом и администрацией школы, чтобы отыскать наилучший способ внедрить безопасную беспроводную сеть в библиотеке, а еще лучше частное сетевое облако. Найдите время, чтобы выслушать их проблемы и опасения и разработайте соответствующие инструкции, однако без колебаний продвигайте технологии, которые упростят доступ учащихся к сети и улучшат процесс обучения.

Хочу вас предупредить: обновленная библиотека будет бороться против вас каждый рабочий день, если вы не примете активное участие в планировании ее инфраструктуры. Возможно, это прозвучит банально, но поверьте мне — результат стоит усилий.

Источник: School Library Journal

Материалы по теме:

Библиотека «ГОРОД»: Мы учим родителей читать книги вместе с детьми

Библиотека «ГОРОД»: Мы учим родителей читать книги вместе с детьми

После реконструкции детская библиотека «ГОРОД», объединившая образование и развлечение, стала одним из любимых мест отдыха. Здесь признаются, что нередко видят, как ребенок, который хочет провести выходной в ее пространстве, приобщает к библиотеке и своих родителей. И здесь этому рады, потому что один из принципов, которые пропагандируют в «ГОРОДе» — родители должны учиться читать волшебные сказки вместе с детьми.

Библиотека «ГОРОД»: эволюция пространства

Библиотека «ГОРОД»: эволюция пространства

Чтобы библиотека продолжила существование как физическое пространство, необходима индивидуальная идея, которая создаст визуальное и смысловое единство и позволит посетителям находить любимые места в соответствии с личными резонансами. Детская библиотека «ГОРОД» — о модернизации своего пространства в соответствии с концепцией edutainment.

Школьная библиотека XXI века: 5 идей (2)

Школьная библиотека XXI века: 5 идей (2)
Маргарет Салливан

Преобразование библиотек в творческие пространства — одна из сегодняшних тенденций. Несколько рекомендаций от журнала School Library Journal как сделать пространство школьной библиотеки более инновационным и креативным. Журнал советует смотреть далеко вперед, учитывая при планировании, что потребности учащихся в технологическом обеспечении будут только возрастать.