Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Развитие под давлением: как вузы трансформируются в новых условиях

Исполнительный директор Национальной организации по информационным стандартам Тодд Карпентер рассуждает, как эффективно выстроить онлайн-работу в период пандемии. Он поднимает проблемы авторского права и неравенства доступа к ресурсам.

 

Мир довольно быстро изменился. Практически в одночасье организации были вынуждены закрыть офлайн-объекты и перейти к виртуальной работе. Нам повезло, что у нас есть технологии, позволяющие сделать такой шаг, ведь ещё несколько десятилетий назад это было немыслимо, но даже со всеми имеющимися инструментами остается довольно много проблем. В обычных условиях перевод в онлайн занятий, контента или услуг может занимать месяцы или даже годы. Теперь же учителя, профессора и библиотекари вынуждены переключиться за несколько недель, если не дней, что порождает множество трудностей. Они буквально строят самолёт в процессе того, как учатся на нём летать. 

Чтобы помочь всем нам разобраться в насущных вопросах, Национальная организация по информационным стандартам провела серию вебинаров «Обучение и преподавание онлайн: инновации под давлением». Они объединили руководство библиотек и университетов, которые в последние несколько недель спешно переводили всю работу подведомственных им учреждений в дистанционный формат. 

Вузы были одними из первых организаций, которые перешли к удаленной работе. У некоторых к моменту вебинаров уже были разработаны планы непрерывного обучения, в том числе основанные на предыдущем опыте. Например, музыкальный колледж Беркли был вынужден закрыться на неделю после взрыва на Бостонском марафоне в 2013 году, поскольку учреждение расположено всего в нескольких кварталах от финишной черты трассы. Городской университет Нью-Йорка прекращал работу на несколько дней после урагана Сэнди в 2012 году. По крайней мере одна из библиотек вуза была сильно повреждена. Работу Университета Вандербильта прерывала вспышка эпидемического паротита, и учебный ресурсный центр в кампусе разработал план непрерывного обучения, используемый и сейчас. Многие учреждения, такие как Университет Джона Хопкинса, имеют вспомогательные кампусы по всему миру, и они закрыли их до того, как коронавирус начал распространяться в США. Ещё до того, как многие учебные заведения закрыли свои основные кампусы, им пришлось подумать об иностранных студентах, в родных странах которых возникла сложная ситуация.

Значительную помощь преподавателям, приспосабливающимся к новым условиям, оказали организации поддержки образовательных технологий и библиотеки. В Университете Вандербильта центр преподавания уже несколько лет изучает методы онлайн-обучения. Руководитель центра Дерек Брафф отметил, что есть две группы педагогов: те, кто стремится воспроизвести онлайн традиционную атмосферу класса, и те, кто готов более творчески приспосабливаться к новым условиям. По его мнению, трансформация не должна ограничиваться видеоконференциями. Ставку также надо сделать на асинхронные инструменты и социальную интерактивность. С другой стороны, экстренные условия, в которых все действуют, накладывают свои ограничения. 

Есть несколько вариантов, как наладить переходный процесс. Например, университеты Вандербильта и Хопкинса выбрали сотрудников среди профессорско-преподавательского состава, которые стали помощниками при трансформациях на кафедрах, а также помогают своим коллегам адаптироваться. Университет Пенсильвании организовал фокус-группы преподавателей и использует их наработки.

Как и при любых быстрых трансформациях, многие проблемы выявились в процессе. Например, платформа Zoom недостаточно безопасна и не может обеспечить конфиденциальность данных. Соответственно, библиотеки и учебные заведения должны быть бдительными. Злоумышленники могут проявлять себя по-разному. Скажем, распространена атака на конференции в Zoom, когда их просто срывают при помощи оскорбительного или непристойного контента. У информационного бюро Калифорнийского университета в Беркли есть большой ресурс, описывающий способы борьбы с подобными проявлениями.

Ещё один важный вопрос — вопрос доступа и равенства. Не в каждом доме есть устройства, способные поддерживать мультимедийные взаимодействия. Многие американцы используют для выхода в Сеть онлайн-библиотеки, а они сейчас закрыты. Некоторые учебные заведения предоставляют студентам компьютеры, но доступ к технологиям не так распространён, как мы предполагаем. Учиться с помощью смартфона можно, но это не самый приемлемый способ потребления цифрового контента. Кроме того, мобильный интернет обычно весьма дорогой.  

Также встаёт вопрос интеллектуальных прав. Некоторые материалы уже выложены в открытом доступе. Другие становятся общедоступными сейчас. Например, многие издатели открыли доступ к материалам о COVID-19. Кое-где платные курсы становятся бесплатными. Есть и другие проблемы, связанные с перемещением в онлайн. Например, студенты-музыканты в Беркли вынуждены изменить свой подход к выступлениям. Сейчас они транслируются через Интернет, что требует других лицензий для контента. То же самое и у актёров. Какие-то спектакли разрешается использовать для приватных выступлений, но не для онлайн-просмотра. Возможно, потребуется внести изменения в систему лицензирования, чтобы в дальнейшем наладить процесс обучения.  

Джон Шоу, заместитель проректора Университета Пенсильвании, отметил, что из-за скорости трансформаций новые инструменты активно вводятся, но не всегда получается отследить, насколько они эффективны. Рано или поздно надо будет проанализировать и решить, какой из них должен остаться, а какие — заменёны. 

Нет оснований полагать, что ситуация вскоре изменится, коронавирус с нами надолго. Поэтому нужно рассматривать её в долгосрочной перспективе. Некоторые учреждения уже обдумывают, как действовать осенью, если болезнь не отступит. Бюджеты на национальном, государственном и местном уровнях уменьшаются одновременно из-за экономического спада и увеличения расходов на социальную поддержку. Ожидается, что это приведёт к сокращению расходов на образование в следующем году.

Независимый аналитик и консультант Брайан Александер отметил, что футуристы десятилетиями планировали сценарии пандемических ситуаций. И все же, кажется, этот кризис застал нас врасплох. Пока мы надеемся на лучшее, надо подготовиться к худшему. Это касается и начала будущего учебного года, который также может пройти в условиях пандемии. А потому надо принять, что работа онлайн с нами надолго.

 

По материалам The Scholarly Kitchen