Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Помогают ли книжные премии повышать продажи?

Сотая церемония Пулитцеровской премии заставила западные издательские порталы задаться вопросом: влияют ли главные литературные премии на увеличение книжных продаж? Могут ли они служить эффективным инструментом продвижения на рынке эстетически сильной литературы?

По материалам Forbs и Independent Publisher

Роман «Сочувствующий» (The Sympathizer) вьетнамского писателя Вьет Тана Нгуена (Viet Thanh Nguyen), который получил Пулитцеровскую премию по литературе 2016 г., сейчас — бестселлер № 1 на Amazon в сегменте азиатско-американской литературы. Издатели уже готовят дополнительный тираж романа, ожидая повышение продаж благодаря Пулитцеровской победе, и уверены, что в ближайшие недели возглавят и другие списки бестселлеров.

Книжная конкуренция

Сегодня читателям доступны миллионы книг: ежегодно из печати выходят 300 000 новых наименований и около 1,5 млн переизданий. Быть замеченным в этой массе книг трудно. Каждое издательство соревнуется за внимание публики с издательствами американской «большой пятерки» и с 600 000 других малых и средних издательств. Чтобы стать бестселлером, книге нужен дополнительный импульс, который поможет получить критическую массу общественного внимания. Рецензии в печати, выступления на телевидении, вирусный маркетинг в социальных сетях создают ажиотаж вокруг книги, который и помогает ее продавать.

Рост количества американских издательств, начиная с 1950 г.

1950: 400 издательств
1970: 3000 издательств
1990: 23 000 издательств
2003: 85 000 издательств
2013: 600 000 издательств

Но получить отзывы — довольно сложная задача для небольших издателей, особенно художественных и детских книг. Эти книги, нередко замечательные, не попали в поле зрения крупных издателей и потому игнорируются «мейнстримом» литературных критиков. Стив Вассерман (Steve Wasserman), редактор книжного обозрения Los-Angeles Times, так обрисовал ситуацию: «Это печальная истина. Достойных книг гораздо больше, чем страниц для рецензирования. Им трудно прорваться сквозь шумовую завесу, которая душит культуру, и привлечь к себе внимание, которое они заслуживают. На каждую книгу, которую я выбираю, приходится две достойных книги, которые игнорируются». Участие в книжной премии может стать одним из лучших инструментов, который позволит автору и издательству завоевать признание и авторитет.

Премии и продажи

Успешное выступление на литературной премии и признание критиков все-таки не означает автоматического увеличения продаж — многое зависит и от самой премии, и от книги. Так, стихи редко видят существенный прирост продаж, даже когда занимают призовые места.

Однако некоторые премии не раз подтверждали прямую связь с увеличением продаж, даже в условиях современного скромного книжного рынка. Вот лишь несколько примеров. Прошлогодний победитель премии Newbery за выдающиеся достижения в детской литературе — The Crossover поэта Александра Кваме (Kwame Alexander). Его роман в стихах не значился в списке бестселлеров и дебютировал в нем на четвертой неделе после победы.

Национальная книжная премия (The National Book Award) обладает сходным влиянием. Роман Brown Girl Dreaming Жаклин Вудсон (Jacqueline Woodson), победитель The National Book Award и Премии Newbery, дебютировал в списке бестселлеров New York Times на 15 месте сразу после публикации, но взлетел на самую его вершину, как только выиграл The National Book Award, и еще несколько месяцев оставался в пятерке лучших.

В 2012 г. роман The Round House Луизы Эрдрич (Louise Erdrich) ворвался в лонг-лист бестселлеров New York Times на 21-е место вскоре после того, как был назван победителем National Book Award в жанре фантастики; а спустя две недели поднялся в ТОП-15.

Золотая печать

Золотая печать на книжной обложке означает своего рода «печать одобрения» от авторитетных лиц. Награды приносят доверие к книге, что дает ей преимущество перед другими изданиями в глазах покупателей.

«Лейбл литературной премии на обложке помогает убедить покупателей приобрести книгу. Библиотекари, выбирая между двумя конкурирующими названиями и будучи ограниченными в бюджете, останавливаются на книге, которая имеет награды в своем активе, вместо той, которая не может ими похвастаться. Этот же механизм работает и для публики, просматривающей книжные полки», — говорит Джим Кокс (Jim Cox), книжный обозреватель портала Midwest Book Review.

Серебряного призера детской книжной премии Лунный свет (Moonbeam Children’s Book Awards) 2009 г., книгу Giraffe Sounds? писательницы Дебби Бутар (Debbie Buttar) ожидал всплеск продаж, который продолжается и сегодня, благодаря тому, что обложку ее книги украшает лейбл премии.

«Я знаю, что разница именно в этом, потому что мои другие книги из этой серии практически идентичны, но не имеют печати премии — и они продаются в количестве 2–5 экземпляров в месяц, в то время как Giraffe Sounds? продается в количестве 30–50 экземпляров в месяц. Выходит, награда Moonbeam и ее серебряная печать на обложке создает разрыв между ними в целый год!»

Материалы по теме:

Вячеслав Петряков: «Отдаленные перспективы учебной книги видятся оптимистичными»

Вячеслав Петряков: «Отдаленные перспективы учебной книги видятся оптимистичными»
Вячеслав Петряков, генеральный директор издательства «Флинта»

Образовательная литература сегодня находится в двойственной ситуации: тиражи печатных книг падают, однако расширяется их ассортимент, а роль электронных продаж все возрастает. О том, как удается находить баланс между печатными и электронными изданиями и поводах для оптимизма, мы поговорили с Вячеславом Петряковым, генеральным директором издательства учебной литературы «Флинта».

Глубокое чтение: погружение в книгу

Глубокое чтение: погружение в книгу
Оксана Ахметова, сказкотерапевт, ассистент Международного Института Комплексной Сказкотерапии, Санкт-Петербург

Чтение — часть психологической культуры. Цифровые технологии радикально изменили нашу культуру чтения. На смену глубокому чтению-погружению в текст печатной книги пришла привычка к интернет-серфингу, простому считыванию слов с экрана. Задумывались ли мы, что по своей природе эти состояния глубоко различны?

Никита Елисеев: Толстые литературные журналы должны выходить в Интернет

Никита Елисеев: Толстые литературные журналы должны выходить в Интернет
Никита Елисеев, литературный и кинокритик, Санкт-Петербург

Институт литературной критики, который формировал книжные вкусы не одно столетие, трансформируется. Могут ли любительские отзывы заменить профессиональные статьи, а популярные книжные премии служить надежным гидом? Что ждет «толстые журналы»? Мы пришли с этими вопросами к петербургскому литературному и кинокритику Никите Елисееву.