Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Подкасты в обучении языку

После успеха детективного подкаста Serial на западном рынке наблюдается взрыв популярности подкастов и аудиокниг. Чем они могут быть полезны для учеников и студентов? Звучит парадоксально, но прослушивание подкастов может развивать навыки чтения — американский преподаватель английского языка Майкл Годси (Michael Godsey) поделился своим опытом, а также привел данные многих исследований, посвященных особенностям восприятия на слух.

Michael Godsey

Подкасты побуждают читать

Два года назад я едва ли не «упрашивал» свою ученицу прочитать рассказ на уроке английского. Сегодня эта проблема знакома большинству преподавателей. Многие подростки испытывают трудности с концентрацией внимания, быстро теряют интерес к тексту, отвлекаются и не хотят читать. Но оказалось, что ученики добровольно и охотно читают произведение одновременно всем классом. К этому их побудило весьма необычное средство — подкасты, — которые, по иронии судьбы, многие предпочитают именно за то, что они дают возможность не читать. Транскрипт к подкасту Serial (нашумевшему американскому детективному подкасту, рекордсмену по количеству прослушиваний на iTunes) начинается с предупреждения: «Serial создается для восприятия на слух, но не для чтения». Несмотря на это, к моему удивлению, во время прослушивания одного из эпизодов, все глаза в классе были прикованы к тексту-расшифровке, который демонстрировался на интерактивной доске.

Первый сезон Serial мы решили изучать по разным причинам: для развития критического мышления, навыков восприятия на слух и изучения искусства повествования. Хотя я и ощущал определенную вину за то, что в течение этого периода мои ученики мало читали, их увлеченность, стремление рассуждать и задавать вопросы — говорили о том, что это того стоит, хотя бы временно.

Рост популярности

Подкасты сейчас набирают популярность и активно используются и в других школах по всей стране. Сайт TeachersPayTeachers.com, онлайн-магазин поурочного планирования, сообщает, что ежегодные загрузки уроков, основанных на подкастах, увеличились на 21% в 2014 году и на 650% в 2015 году, когда был запущен подкаст Serial.

Слушать и читать одновременно

Теперь я уверен, что старшеклассникам, по крайней мере, моим студентам, нравится читать — и слушать одновременно — гораздо больше. Многие наблюдатели связывают рост популярности подкастов с простотой доступа и новыми технологическими возможностями, но мало кто упоминает о возможности использования текстовой транскрипции. В отличие от первого сезона, второй сезон Serial отличается идеальной расшифровкой каждого эпизода. Я знал, что это будет полезным дополнением к моим урокам, но не догадывался, что станет поворотным моментом. Я выключил свет, включил текст на доске и сказал: «Вот запись эпизода, который мы будем слушать, на случай, если она кому-нибудь поможет». По всей видимости, она помогла всем. Все повернули головы, а некоторые даже придвинули парты.

На вопрос, чего бы им больше хотелось в оставшуюся часть семестра: читать вместе хорошую книгу, слушать подкаст или слушать подкаст одновременно с чтением текста на доске, — 62 студента проголосовали за последний пункт, лишь двое выразили желание слушать подкаст и один — читать.

Причины популярности

Причины столь же разнообразны, сколь и убедительны. Многие сказали, что чтение одновременно с прослушиванием аудио помогло им сфокусироваться и «не выпадать» во время прослушивания. Другим, как ни парадоксально, понравилась возможность многозадачности — делать заметки, оторвать глаза от текста, не отвлекаясь от истории. Часть студентов отметила, что они могли вернуться и перечитать то, что не поняли на слух. Студент с проблемами зрения отметил, что для него важна возможность дать отдых глазам и прекратить чтение, продолжая слушать историю. Тем, кто изучает английский как неродной, понравилась возможность читать слова и слушать, как они произносятся.

Восприятие на слух более активно

Эмма Родеро (Emma Rodero), преподаватель коммуникативных наук в Университете Помпеу Фабра (Pompeu Fabra University) в Барселоне, считает, что «в отличие от чтения, слушание гораздо более активно, потому что вынуждает мозг обрабатывать информацию с той скоростью, с которой она воспроизводится». Мой студент высказал схожую мысль: «Думаю, слушание помогло мне улучшить и чтение, потому что я должен поддерживать темп».

Улучшить произношение

Я не удивился, что студентам понравилось совмещать прослушивание аудио с чтением его расшифровки. С тех пор, как моя пятилетняя дочь овладела дополнительными функциями на пульте дистанционного управления, она намеренно включает субтитры в мультфильмах. Мои студенты — особенно те, кто изучает английский в качестве второго языка — выразили подобное желание, хотя и на гораздо более высоком уровне: использование в обучении иностранному языку комбинации из текста и подкаста намного полезнее, чем обычное чтение, потому что это позволяет слышать верное произношение прочитанного.

Индийский эксперимент

Нечто подобное, только в больших масштабах, наблюдали в Индии, когда, начиная с 1999 г., некоторые каналы стали дополнять телевизионные шоу субтитрами на соответствующем языке, и уровень грамотности в стране существенно вырос. The Boston Globe написал об этом феномене в 2010 году, сообщив, что в последние десять лет функциональная грамотность в районах, где телетрансляции сопровождались субтитрами, возросла более чем в два раза. Субтитры выступили в роли катализатора: скорость, с которой неграмотные взрослые «с нуля» обучались чтению, увеличилась в четыре раза.

Исследование социального предпринимателя Бри Котари (Brij Kothari) из Университета Стэнфорда показало, что демонстрация субтитров на протяжении шестимесячного периода телевещания внесла статистически значимый вклад в улучшение навыков декодирования. «Потенциал использования субтитров в Индии и других странах огромен», — заключили исследователи. Другое исследование Университета Ноттингема, касающееся восприятия и обработки родной и иностранной речи через субтитры, также пришло к выводу, что «усвоение новой лексики значительно облегчается одновременным восприятием письменной и звуковой формы слова».

Диалоговое повествование

Многие аудиокниги все-таки уступают подкастам по своей ценности для обучения по ряду причин. Первая из них — на мой взгляд, нет ничего более усыпляющего для подростка, чем слушать единственного рассказчика, читающего книгу в классической манере. К моему удивлению, даже сказка Аллана Эдгара По, которую мы слушали накануне Хэллоуина, не смогла их увлечь. Исследование Эммы Родеро показало, что история, рассказанная через диалог, гораздо лучше стимулирует интерес и внимание слушателей, чем традиционное повествование.

Ренессанс подкастов по крайней мере отчасти связан с тем, что они попросту стали лучше и интереснее, чем когда-либо раньше. Современные авторы поняли, что писать для аудио нужно иначе, с использованием особых художественных приемов. Например, в никого не оставившем равнодушным подкасте Serial главный герой никогда не говорит слишком долго без включения чьего-либо еще голоса или негромкой музыки, тонких перепадов в громкости и перехода с формального на разговорный стиль.

Восприятие на слух и грамотность

Последние открытия, касающиеся понимания на слух — и его корреляцией с грамотностью, опубликованные в Международном журнале исследования речевых патологий (International Journal of Speech-Language Pathology), привели в восторг многих педагогов. Тиффани Хоган (Tiffany P. Hogan) сделала обширный обзор исследований, которые указывают на то, что «восприятие на слух имеет доминирующе влияние на понимание прочитанного», особенно по мере того, как дети взрослеют. Вкратце, распознавание слов (или декодирование) важнейший навык для самых маленьких или начинающих изучать язык, но по мере того, как декодирование становится автоматическим, а тексты более сложными, основным компонентом в обучении языку становится восприятие на слух. Подкасты дают возможность студентам практиковаться в восприятии на слух сложных текстов, а текстовая запись — проверить свое понимание.

За пределами класса

Хотя не всем импонирует идея замещения или дополнения печатных книг аудио. Многие библиофилы отмечают, что сама свобода, которую дают аудиокниги, — заставляет глаза, а вместе с ними и ум, блуждать — поэтому они не могут стать полноценной интеллектуальной заменой печатным книгам. Исследование, опубликованное в журнале Frontiers in Psychology, пришло к тому же выводу: «Хотя слушание аудиокниги или подкаста может показаться удобной и привлекательной альтернативой, наш опыт говорит о том, что оно менее полезно для обучения, ведет к высокому уровню рассеянности и меньшей заинтересованности в материале». Однако авторы этого исследования не учитывают возможность одновременного чтения подкаста, по одной важной причине — не многие люди за пределами класса смогут себе это позволить.

Источник: The Atlantic

Материалы по теме:

Аудиокниги на отечественном рынке

Аудиокниги на отечественном рынке
Надежда Чеботкова, редактор электронных книг, Издательство «Манн, Иванов и Фербер», Москва

Сегодня скачиваемые аудиокниги один из самых быстрорастущих сегментов на западном рынке: по темпам развития они обгоняют традиционные электронные книги. Возрождение интереса к аудиокнигам связано с ускорением современной жизни и развитием технологий. Какими видятся перспективы этого формата на отечественном рынке?

Аудиокниги: секреты привлекательности

Аудиокниги: секреты привлекательности

Многие западные обозреватели, отметившие растущую популярность аудиокниг, связали ее с новыми техническими возможностями. Мобильные девайсы и автомобили, оборудованные спутниковым радио и интернет-панелями, позволяют людям слушать шоу, где бы они ни находились. Однако, помимо удобства, сопутствующего слушанию на ходу, есть ли нечто, что делает аудиокниги привлекательными?

Возрождение аудиокниг

Возрождение аудиокниг

О втором рождении аудиокниг на западном рынке написали многие авторитетные издательские порталы. Ритм современной жизни и развитие технологий обусловили возобновление интереса к этому формату. Уже второй год этот сегмент обгоняет по скорости развития электронные книги. А по мнению The New York Times, аудиокнига и вовсе имеет шансы стать новым и самостоятельным видом искусства.