Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Каким библиотекарем быть: новые роли в новом мире

Классическое представление о библиотекаре как о человеке, который отвечает за книги на полках, устарело и просто не подходит для XXI века. Вопрос, каким должен быть его труд, становится всё более актуальным по мере того, как сфера деятельности библиотек расширяется и включает в себя взаимодействие с широким спектром материальных и электронных носителей. И простого ответа тут нет.

 

В основе работы любого библиотекаря — любопытство и желание помочь людям пополнить багаж знаний. Но подобный труд может принимать множество форм. 

Работа на передовой

Консультационная работа призвана удовлетворить исследовательские и информационные потребности пользователей библиотек. В некоторых случаях сотрудникам достаточно задать несколько простых вопросов и с помощью поисковой системы выяснить, где находится, например, книга. В других — для ответа требуется провести большую исследовательскую работу вплоть до консультаций с экспертами и погружения в ранее незнакомые темы. 

Традиционно консультационные услуги оказываются с глазу на глаз, но сейчас всё чаще библиотеки предоставляют их по телефону, электронной почте или в онлайн-чатах. Эти удалённые опции особенно важны из-за ситуации, возникшей в период пандемии COVID-19. Они позволяют продолжать предоставлять справочную информацию, которая является ядром работы библиотек. 

Ребекка Фордон получила степень магистра права в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе в 2017 году и теперь работает библиотекарем факультетских служб в юридической библиотеке этого вуза. По её словам, самая приятная часть её работы — это «радость открытия и возможность решать проблемы и находить ответы». Однако для этого нужно быть упрямым и подходить к вопросу с разных точек зрения. Ещё одна сложность заключается в том, что работать приходится с людьми. А они могут быть нетерпеливыми или высказывать недовольство. Фордон считает, что справляться с вызовами ей помогает опыт работы в розничных продажах и в качестве практикующего адвоката. Это научило её распознавать потребности клиентов и общаться с ними. 

Работа с коллекциями

Несмотря на огромное количество мероприятий в библиотеках, наиболее ценными остаются всё же их физические и цифровые коллекции. Отвечают за них библиотекари, которые занимаются разработкой и исследованием материалов, чтобы сформировать лучший контент для своих учреждений. 

Робин Брэдфорд — библиотекарь по развитию коллекций в библиотечной системе округа Пирс штата Вашингтон. Она отмечает, что её библиотека была закрыта во время пандемии. А потому Брэдфорд потратила большую часть своего рабочего времени на заказ и организацию материалов для широко используемого хранилища цифрового контента OverDrive, чтобы помочь пользователям продолжать пользоваться ими из дома. Также в обязанности Брэдфорд входит обучение персонала вопросам консультирования читателей и общение с сотрудниками по поводу коллекций в филиалах. 

Для поддержания актуальности коллекции необходимо знать, кто ей пользуется и какие у них интересы. А потому здесь может пригодиться опыт работы с людьми. Тем не менее Брэдфорд описывает свою повседневную рутину как работу с бюджетами и электронными таблицами. «Если вы не любите сидеть в кабинете, эта работа с коллекциями не для вас», — резюмирует она. 

Работа с отчётами

Редкие или уникальные материалы, которые требуют повышенной заботы, обычно находятся в архивах и специальных коллекциях. Речь может идти об оригинальных рукописях, исторических документах, редких фотографиях. С учётом их ценности и деликатного характера, они могут требовать специальных протоколов условий их обработки и хранения. А ещё они часто нуждаются в оцифровке, чтобы доступ к ним мог получить широкий круг читателей. 

Тэмми Ким, отвечающая за специальные коллекции и архивы в Университете Невады в Лас-Вегасе, отмечает, что её работа предполагает интеллектуальный и материальный контроль данных. Впервые поступившие коллекции необходимо описать, разместить на полках и в хранилищах, обеспечить попадание данных о них в информационные системы. Большая часть её работы проходит «за кулисами», однако взаимодействовать с преподавателями и студентами университета также приходится. 

Коллекции библиотеки растут быстрее, чем позволяют время и свободное место, так что приходится и сортировать новые «экспонаты». Причём попадаются настоящие артефакты вроде тележки для размена денег в казино или деревянной урны для голосования на местных выборах. 

Забота о фондах

Уникальные коллекции и потребности тех, кто ими пользуются, определяют обязанности библиотекаря, который отвечает за эту часть фондов. Колин Тейсен, главный куратор исследовательского центра специальных коллекций Сиракузского университета, занимается оцифровкой фондов, политикой развития коллекций вуза, а ещё ищет новые материалы. Как и многие библиотекари с такой специализацией, она стремится перевести фонды в цифровой формат, что требует средств, рабочих рук и оборудования. По её словам, чтобы получить ресурсы, необходимо обосновать необходимость этого руководителю.

Тейсен отмечает, как важно быть в курсе того, что преподают в вузе. Ей приходится день за днём общаться с преподавателями, искать в каталогах соответствующие материалы. 

Поддержка работы других

Одни библиотеки ориентированы на широкий круг читателей, другие адаптируют свои фонды для пользователей с более специфическими интересами. Например, таковы музейные художественные библиотеки, которые поддерживают работу кураторов и искусствоведов. Как правило, эти учреждения достаточно малы, а потому сотрудники нередко совмещают обязанности нескольких должностей. 

Айви Блэкман, заведующая библиотекой в Музее американского искусства Уитни, рассказывает, что делает всё понемногу: отвечает за пополнение фондов, каталогизирует материалы, управляет онлайн-каталогами, работает с кураторами и стажёрами. 

По словам Джиллиан Суарес, руководителя отдела библиотечных услуг Музея современного искусства в Нью-Йорке, большая часть её работы заключается в помощи кураторам при создании выставок. Она даёт им доступ к имеющимся материалам и покупает новые, подписывается на базы данных и вообще «обеспечивает, чтобы всё было гладко». Конечно, не обходится без каталогизации, консультирования и разработки политики развития коллекций.

Работа в специализированной библиотеке, как правило, требует профильного второго образования или хотя бы сильного желания разобраться в предмете самостоятельно. 

Работа с данными

Даже безупречная коллекция бесполезна, если ни посетители, ни сотрудники не могут найти то, что им нужно. Поэтому важна качественная каталогизация фондов. И от библиотекарей, которые за это отвечают, требуется высокий навык организации. 

Александра Прово, сотрудница библиотеки Нью-Йоркского университета, отмечает, что обязанности её коллег во многом зависят от конкретного учреждения. Она, например, тратит много времени на создание и перенастройку библиотечных руководств по тому, как организовывать информацию и формировать записи, которые позднее будут отражаться в каталогах. Прово описывает себя как энтузиаста электронных таблиц, причём в работе ей помогает умение программировать на Python.

Кэтрин Лайбарджер, руководитель отдела каталогизации и метаданных в Университете Кентукки, отмечает, что библиотекарю её специализации важно суметь предоставить доступ к коллекции всем, кому он нужен. В её работу, помимо прочего, входит описание уникальных университетских материалов — диссертаций, отчётов, вузовской прессы.

Один из серьёзных вызовов её работы — необходимость постоянно учиться чему-то новому. Например, если в библиотеку поступает коллекция на языке, который никто не знает, кому-то из сотрудников предстоит им овладеть хотя бы на уровне, достаточном чтобы разобраться с описанием. Ещё одна проблема — необходимость работать с большим количеством записей в одном источнике. Лайбарджер также опирается на свой опыт программирования, который помог оптимизировать многие процессы. Например, она создала программное обеспечение, которое позволяет сотрудникам взаимодействовать с каталогом напрямую гораздо быстрее, чем это происходило через обычный веб-интерфейс.

Работа с потребностями пользователей

Библиотекари, отвечающие за взаимодействие с пользователями (в веб-разработке это называется UX — от userexperience), фокусируются на том, чтобы максимально увеличить возможности пользователей. Они изучают и совершенствуют все процессы — от пользования веб-сайтом до поиска. Хоть UX-библиотекари и работают в основном «за кулисами», желание взаимодействовать с читателями и позаботиться о них остаётся для них крайне важным. Они не только тестируют библиотечные процессы, но и собирают отзывы и пожелания от пользователей. Именно обратная связь способна выявить проблемы, которые изначально были неочевидны.

Ребекка Блэкистон, UX-стратег из Университета Аризоны, описывает свои обязанности как выявление болевых точек, устранение барьеров и улучшение всего в библиотеке. По её словам, чтобы решить проблемы, надо понять их, столкнуться с ними. И так как её работа предполагает взаимодействие с людьми, она отмечает важность эмпатии для своей специализации. UX-библиотекарь, считает она, должен уметь применять навыки критического мышления и интересоваться человеческим поведением.

Работа с детьми

Библиотекари могут сыграть ключевую роль в том, чтобы привить молодым пользователям интерес к чтению и обучению. Обязанности такого сотрудника зависят от возраста тех, с кем он работает. 

Кристен Тодд-Вурм, национальный координатор Family Place Libraries — сети детских библиотек, которые занимаются ранним развитием малышей, рассказывает, что её работа связана с экспериментами и обучением на практике. Тодд-Вурм разрабатывает занятия для детей, участвует в проектировании игровых пространств, разрабатывает коллекции книг и игрушек. Ей нужно общаться не только с маленькими читателями, но и их семьями, а также воспитателями. Приходится трудиться, чтобы все чувствовали себя комфортно, а библиотека была полезна всей семье.

Джессика Панек, библиотекарь начальной школы, в основном работает с учителями, помогая им получить нужные материалы. Также она проводит занятия для учеников или читает им вслух, консультирует их, чтобы они могли выбрать книги. Панек считает, что важно быть открытым к тому, чего хотят дети. Например, они могут выбрать слишком лёгкую или слишком сложную для них книгу, но это не её работа — судить их. 

Помощь тем, кто в ней нуждается

Библиотеки давно являются жизненно важными общественными пространствами, привлекая посетителей не только своими фондами. Библиотекари, отвечающие за это, сосредоточиваются на том, чтобы помочь пользователям на полную мощность использовать возможности учреждения. Например, помогать с выполнением домашнего задания или изучением языка, устраивать показы документальных фондов и так далее.

Софи Майер, библиотекарь службы иммиграции в Библиотеке Ирокезов, часто беседует с иммигрантами и беженцами, чтобы узнать их потребности. Для этого ей требуется налаживать контакты и общаться с людьми и за пределами учреждения, чтобы пользователи чувствовали себя с ней в безопасности. Майер отмечает, что специфика работы библиотекаря её специализации может меняться, но она всегда требует налаживание связей и защиту учреждения и его читателей.

В общем, как показывает этот обзор, вклад библиотекарей ограничен только их собственной изобретательностью. И если текст помог рассмотреть разные роли сотрудников, то его героини как минимум выполнили основную работу каждого библиотекаря: обеспечили доступ к новым знаниям.

 

По материалам Library Journal