Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Зачем выделяются гранты на создание СУНЦев

Физматшколы при университетах — а ныне специализированные учебно-научные центры — явление по сути уникальное. Эти “высокорентабельные предприятия” и сегодня связывают воедино образовательную и научную сферу, создают условия для раскрытия научного потенциала одаренных школьников из отдаленных городов и провинций. Развитие этих школ-интернатов происходит в согласии с заданными еще в 1950–1960-х годах ориентирами… или нет? В статье рассмотрим прошлое и нынешнее состояние СУНЦев, цели и задачи, которые государство ставило и ставит перед их руководством, а главное — ответим на вопрос, почему и сейчас в развитие физматшкол стоит вкладывать средства.

 

От царского к советскому: педагогические задачи и способы их решения

Удивительными, показательными и любопытными являются примеры согласованной работы науки и власти по совершенствованию системы образования.

Один из первых, ярких и запоминающихся примеров — Императорский Царскосельский лицей (Александровский). По меткому выражению А.М. Абрамова, педагога, ученого-математика, члена-корреспондента Российской академии образования, лицею очень не повезло: его выпускник —  А.С. Пушкин —  “своим гением заслонил другое явление, чрезвычайное в истории отечественного и мирового образования, — сам Лицей”.

Действительно, лицей, задачи и цели которого были сформулированы М.М. Сперанским, был ориентирован на подготовку госслужащих высшего уровня — и вплоть до 1918 года, когда его, уже перенесенного в Санкт-Петербург, закрыли  в соответствии с постановлением Совета народных комиссаров, более 70% его выпускников достигли генеральского звания или, что равнозначно, чина тайного советника.

Так — пусть и в тени пушкинского гения — разворачивалась масштабная деятельность по выполнению конкретной педагогической задачи. 

По тому же пути пошли советские физико-математические школы-интернаты (сейчас специализированные учебно-научные центры — СУНЦ), известные своими выпускниками: учеными, инженерами, академиками, исследователями. 

Идея создания такой школы принадлежит советским ученым, которые во взаимодействии с партией (читай — властью) формировали ценность образовательного учреждения нового типа, которое бы готовило высококвалифицированные кадры для науки и производства Советского Союза, идущего в светлое будущее.

ФМШ и СУНЦ: история создания

Первые школы — интернаты с физико-математическим, естественнонаучным уклоном — появились в 1963 году. Их было четыре: в Новосибирске, Москве, Ленинграде, Киеве. Каждая создавалась в тесной связи с университетом и при университете: даже преподавателей набирали не школьных, а из числа вузовских педагогов и практикующих ученых.

Официально толчком к созданию ФМШ (или ФМШИ — не забываем о статусе школы-интерната) стало Постановление об учреждении специализированных физико-математических школ, подписанное Советом министров СССР 23 августа 1963 года. Самая первая школа — при Новосибирском государственном университете — начала работать раньше: неофициально (под личную ответственность академика М.А. Лаврентьева) первую лекцию в ней прочитали уже 21 января 1963 года.

Однако созданию первых четырех школ предшествовала серьезная дискуссия, развернувшаяся в научном сообществе, в кабинетах ЦК КПСС и даже в газете “Правда” еще в 1958 году.

В то время в СССР все яснее осознавалась потребность в таких школах и учебных заведениях, которые готовили бы способных школьников (в том числе из провинции) по более углубленной программе, с тем чтобы в дальнейшем они формировали научный резерв страны, выпускали первоклассных инженеров и конструкторов. Ставка была сделана на естественнонаучный и физико-математический профиль как наиболее важный для развития всей страны через 10–15 лет.

Одним из первых о такой потребности высказался нобелевский лауреат академик Н.Н. Семёнов, которого поддержали академики Я.Б. Зельдович, А.Д. Сахаров, А.Н. Колмогоров. В полемику с ними вступил академик М.А. Лаврентьев, отметив, что “делается ставка на вундеркиндов — ставка неправильная”. По его мнению, отбирать для обучения только одаренных ребят неверно: во-первых, многие школьники, блестяще справляющиеся с учебной программой, в дальнейшем не совершают прорывных открытий или вообще не занимаются наукой; напротив — и это во-вторых, — многие видные умы того времени в школе были оценены как неспособные или посредственные.

По мнению М.А. Лаврентьева, такая школа точно нужна, но учить в ней стоит не только тех, кто считается гением: только так можно дать толчок к развитию как можно большему количеству ребят. Более того, склонности к научной работе, которые и важны для школы нового типа, не проявляются в столь юном возрасте, отмечал ученый, а потому ставка только на одаренных учеников в корне неверна.

В процессе обсуждений сформировалась общая идея ФМШ: школа-интернат, в которой учатся, живут и общаются учащиеся старших классов (9, 10, 11 классы); школа, неразрывно связанная с университетом, куда в дальнейшем поступает большая часть выпускников и откуда приходят преподаватели; школа, ориентированная на самостоятельный поиск, эксперименты, исследования — на настоящий научный подход, когда важно не выучить готовый материал, а добраться до ответа самостоятельно.

Так последовательно развивалась идея создания научных центров из нескольких неразрывно связанных звеньев: школа — университет — научный институт — предприятие, — где каждое звено циклично и последовательно готовит кадры и технологические решения для следующего. 

СУНЦ сегодня

В 1988 году ФМШ (или ФМШИ) в Москве и Новосибирске были переименованы в  специализированные учебно-научные центры в соответствии с постановлением Совета министров СССР от 21 октября 1988 года № 1241.

В связи с изменением политической обстановки бывший киевский СУНЦ — нынешний Украинский физико-математический лицей Киевского национального университета имени Тараса Шевченко (УФМЛ КНУ, также Физмат) — не относится к российским, однако число СУНЦев даже увеличилось: добавились СУНЦ УрФУ, созданный в 1990 году, и СУНЦ ЮФО на базе Южного федерального университета в Ростове-на-Дону, открывшийся в 2020 году.

Таким образом, сейчас в России работает пять СУНЦев:

В апреле 2021 года в рамках нацпроекта “Наука” еще пять российских вузов получили гранты в размере до 600 тыс. рублей на создание специализированных учебно-научных центров.

Таким образом, будут созданы еще:

Зачем создаются новые СУНЦы и поддерживаются уже созданные

Непростой и, быть может, даже циничный вопрос “А с какой целью сейчас развиваются и создаются эти центры?” по-своему уместен.

Действительно, затраты на поддержание специализированных учебно-научных центров получаются значительными. Во-первых, это связано с их особым статусом интерната, который подразумевает, что ученики не просто ходят в школу, но живут в ней. А это проживание, питание, материально-техническое обеспечение общежитий, жилищно-коммунальные расходы, воспитатели, охранники и другие статьи расходов. Во-вторых, СУНЦ не имеет своего юридического лица и находится в ведении вуза, к которому прикреплен центр, а это дополнительная ответственность (и документация) для вуза. И так ли уж сильно вузу необходима дополнительная нагрузка — непонятно...

И однако же центры не просто поддерживают — их пытаются развивать. Так, непосредственно для учащихся СУНЦев проводят олимпиады и конкурсы, на развитие СУНЦев выделяют гранты, проживание и питание в школах-интернатах становится бесплатным для родителей за счет государственной поддержки, сам вопрос обсуждается на регулярных собраниях о ходе реализации нацпроектов и т.д. 

С какой целью и по какой причине?..

Пожалуй, результаты первых СУНЦ — при НГУ, МГУ, СПбГУ — довольно показательны: множество стобалльников на ЕГЭ, победителей всероссийских и международных олимпиад уже сейчас и десятки ученых и крупных исследователей в перспективе. Будущие алмазы для исследовательских университетов и научных институтов России шлифуются именно в СУНЦах.

Кроме того, не будем забывать, что сейчас в очередной раз на государственном уровне подчеркивается потребность в квалифицированных специалистах в физико-математической, естественнонаучной, инженерной и компьютерной областях, в увеличении числа ученых и молодых исследователей.

Решением этих непростых задач могут стать и СУНЦы, увеличивающие “воронку” школьников “на входе”, а значит, теоретически и число ученых-специалистов “на выходе”.

Более того, изначальная миссия СУНЦев заключалась не только в обучении одаренных детей, но и в обучении одаренных детей из провинции, из отдаленных городов. Поэтому долгое время в некоторых СУНЦах учились исключительно иногородние школьники, например, как в СУНЦ НГУ, куда до 1990 года было невозможно поступить новосибирским ребятам. Сейчас дети из Новосибирска могут поступить в физматшколу, однако историческая нацеленность интерната на способных учеников, приехавших издалека, сохраняется.

Эти ориентиры могут и дальше быть основой качественного, эффективного учебного процесса, если не будет утрачен замысел, с которым создавались школы: профессорско-педагогический состав, а не учителя; самостоятельный поиск, а не готовое решение; мысль, а не написанный учебник.

Разумеется, на поддержание и развитие такого учреждения необходимы время, силы, деньги, внимание и понимание государства и колоссальный энтузиазм руководства, родителей, учеников. Будем надеяться, что всего этого хватит еще на долгие годы и что идея, лежащая в основе этих учебных учреждений, не будет уничтожена или искажена.

Ведь такие злонамеренные попытки уже предпринимались.