Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Зачем нужны педагогические форумы и конференции

Прошедший год значительно изменил наши представления о встречах и мероприятиях. Сейчас режим онлайн все чаще превращается в гибридный, снова появляется возможность ездить в другие города и страны. Для вузовской среды это особенно актуально, причем не только для ученых и исследователей, но и непосредственно для педагогов. Чем могут быть полезны форумы и конференции для преподавателей вуза, что обладает большей ценностью: выступление с докладом или приобщение к числу единомышленников — об этом в нашем материале.

 

Традиция очных и онлайн-встреч представителей какого-то сообщества сложилась давно — и точно надолго.

Один из форматов таких научно-методических обсуждений — и, пожалуй, самый распространенный — это конференции. 

Преподаватели вузов привычны к такому формату. Чаще всего это научно-практические конференции, посвященные какой-то отрасли знания, направлению исследований, например:

Однако участие в таких мероприятиях раскрывает исследовательский потенциал преподавателей в области их научных интересов, не затрагивая их педагогический функционал.

Другое дело — межпредметные или отраслевые педагогические форумы и конференции. Нужно ли тратить время на участие в таких мероприятиях и в чем их истинная ценность для преподавателя?

В случае с отраслевыми конференциями ценность участия более очевидна.

Во-первых, если речь идет о передовых разработках, изобретениях и инновациях, участие в конференции в качестве слушателя позволяет следить за технологическим развитием отдельных вузов, институтов, компаний, всей страны.

Во-вторых, крупные конференции привлекают слушателей из потенциально заинтересованных сегментов рынка, слушателей, готовых внедрять перспективные решения и разработки. Так выступление с докладом может помочь найти инвестора или покупателя.

В-третьих, сильные, яркие докладчики запоминаются: так есть возможность не только рассказать о научных достижениях, но и сделать вклад в развитие так называемого личного бренда. Это позволяет закрепить за собой и за своей организацией статус эксперта.

В случае с педагогическими конференциями эти преимущества не всегда очевидны. Редко можно увидеть представителей бизнеса, готовых тут же пригласить к себе на работу педагога, успешно выступившего на конференции.

Кроме того, преподавание и технологические разработки — 

это немного разные вещи, чтобы можно было их так легко кому-то предложить приобрести. Наконец, несмотря на ускоряющийся бег времени и обновляющиеся ценности образования, педагогические, методологические установки образовательного процесса меняются довольно неторопливо.

Да, для педагогов с большим опытом форумы и конференции становятся трибуной, позволяющей доносить смыслы педагогической деятельности молодым преподавателям.

Да, для тех, кто не так давно начал учить школьников и студентов, не менее значима возможность выступить: новые аспекты цифровизации, геймификация в образовании, свежий, незамутненный однообразными учебниками взгляд на процесс обучения — вот то, чем инициативные, молодые преподаватели могут помочь слушателям.

Но гораздо важнее другое — ощутить себя частью заинтересованного, увлеченного сообщества. 

Дело в том, что каждый форум, каждая конференция и научно-практический, научно-методический семинар — это десятки и сотни людей, заинтересованных в одном и том же,  и на 2–3 дня эти люди собраны в одном месте.

Это, например, такие конференции, как:

Для многих такие мероприятия — возможность вживую пообщаться с именитым профессором, уточнить неясные для себя моменты, прикоснуться к опыту коллег, причем так, что в этом процессе будут задействованы все органы чувств, от зрения до осязания.

Здесь кажется уместным вспомнить анекдот Соломона Абрамовича Рейсера, советского литературоведа, который приводит филолог Вадим Соломонович Баевский.

«На большой научной конференции молодой докладчик выразился таким образом:

— Как доказала покойная Гамалея...

Знаменитый микробиолог, почетный академик Н. Ф. Гамалея, доживший до девяноста лет, присутствовал в зале. После доклада он поднялся на кафедру и сказал: 

— Конечно, я так стар, что мужчиной меня можно уже и не считать. Но, как видите, я еще жива» (В. Баевский, Table-talk // Знамя. 2011. N 6. С. 175).

Наконец, педагогические форумы и конференции, как и любое научное мероприятие, не теряют своей ценности после своего завершения. На форуме можно познакомиться с интересными людьми и поддерживать с ними связь в дальнейшем, получать рекомендации и практические советы. По итогам обсуждений на самих конференциях могут быть опубликованы сборники идей, тезисы, разработки уроков или, например, как в случае с Первым Московским педагогическим форумом — Словарь корпоративных смыслов московского образования. 

В словаре приведены такие понятия, как «межпредметность», «индивидуальная образовательная траектория», «модульное обучение», «образовательный ландшафт», «предуниверсарий», «смешанное обучение» и многое другое.

Все это — результат анализа письменных источников, звучащей устной речи и мнения большого количества экспертов — руководителей учебных организаций, педагогов. С каждым годом эти термины и понятия все больше переходят из разряда модных слов в разряд реализуемых инициатив по модернизации сферы образования.

Стать частью сообщества, которое и создает эту новую реальность, — вот та возможность, которую дают педагогические форумы и конференции.