Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Вузовское образование лиц с нарушениями зрения: нормативы, опыт, технологические решения

В Санкт-Петербурге состоялась Международная научно-практическая конференция «Учебно-методическое обеспечение вузовского образования лиц с нарушениями зрения: поиск общих решений». О том, как развивались события двух дней, какие были озвучены темы, выявлены проблемы и выработаны решения, связанные с учебно-методическим обеспечением, в том числе технологическим и программным, студентов с ОВЗ по зрению; об обмене опытом и продуктивных практиках инклюзивного образования для инвалидов по зрению в России мы расскажем в обзорно-аналитической статье.

Конференция как ответ на актуальные вызовы

7–8 ноября 2017 г. в Санкт-Петербурге состоялась Международная научно-практическая конференция «Учебно-методическое обеспечение вузовского образования лиц с нарушениями зрения: поиск общих решений». Организаторами выступили РГПУ им. А. И. Герцена, Ассоциация производителей и пользователей образовательных электронных ресурсов (АППОЭР) и издательство «Лань».

Актуальность заявленной темы трудно переоценить. Инициаторы события изначально подчеркнули, что название конференции точно отражает текущее состояние дел: нет общих решений. Необходим анализ и оценка сложившейся ситуации в области учебно-методического обеспечения профессионально-образовательной деятельности слепых и слабовидящих студентов вузов в условиях инклюзивного обучения. С широким введением инклюзии и наличием соответствующих федеральных образовательных стандартов каждый вуз должен уметь подготовить высококвалифицированного выпускника с инвалидностью по зрению, обладающего высоким уровнем компетенций, позволяющих ему быть конкурентоспособным в условиях современного рынка труда. Обучение незрячих и слабовидящих сопряжено с многочисленными сложностями, что актуализирует поиск эффективных моделей высшего образования. На сегодняшний день решение проблем, связанных с внедрением инклюзии, в большинстве вузов далеко от совершенства. Меж тем назрела необходимость разработки единого и всеобъемлющего подхода к формированию доступной Образовательной среды (ОС) для лиц с ограничениями возможностями здоровья (ОВЗ) по зрению. В частности, новый государственный образовательный стандарт диктует всем вузам без исключения неукоснительные требования — обеспечить эту категорию обучающихся всеми необходимыми условиями, в том числе учебниками и учебными пособиями, адаптированными к ограничениям их здоровья.

Организаторы постарались привлечь по возможности практически всех, кто работает в России в данном направлении, представителей университетов, специалистов библиотек для слепых, агрегаторов электронных ресурсов, а также студентов с инвалидностью по зрению.

Задача конференции была поставлена организаторами более чем конкретно: запустить процесс выработки решений, в том числе технологических и программных, выявить апробированные подходы, способные повлиять на распространение продуктивных практик инклюзивного образования для инвалидов по зрению. На повестке конференции — учебно-методическое обеспечение студентов с ОВЗ, оценка доступа к образованию для всех обучающихся с нарушением зрения с учетом их особых социально-образовательных потребностей, обмен опытом, профессионально-общественное обсуждение.

Всеми силами — поступательное движение вперед

В Гербовом зале Герценовского университета собралось более 120 участников. Среди них — руководители и преподаватели вузов, специалисты учебно-методических, информационно-библиотечных, издательских подразделений высших учебных заведений, руководители и сотрудники библиотек для слепых и слабовидящих, издатели, агрегаторы электронных образовательных и научных ресурсов (ЭБС), специалисты в области специального оборудования и программного обеспечения для пользователей с нарушениями зрения, организаторы и участники волонтерских проектов. На приглашение к участию откликнулись со всех концов России: Санкт-Петербург, Москва, Тула, Владивосток, Орехово-Зуево, Нижний Новгород, Краснодар, Череповец, Томск, Казань, Тюмень, Самара, Саратов, Петрозаводск, Сургут, Ижевск, Пермь, Севастополь, Архангельск, Симферополь, Челябинск, Ростов-на-Дону.

Место проведения выбрано отнюдь не случайно: в Герценовском Университете функционирует одна из ведущих российских школ дефектологического образования с глубокими традициями и высокими достижениями. С 2017 г. он вошел в число вузов, на базе которых созданы ресурсные учебно-методические центры по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ, и на базе учебно-методической кафедры инклюзивного образования запущены курсы повышения квалификации для профессорско-преподавательского состава (далее — ППС).

Конференцию открыл председатель оргкомитета Пучков Михаил Юрьевич, и. о. проректора по научной работе и информатизации РГПУ им. А. И. Герцена, который выразил уверенность, что конференция в этих стенах собрала людей, работающих на результат, не для «формальной галочки».

«Инклюзия — это не просто новомодное словечко»

Темы докладчиков развернулись сразу по нескольким базовым направлениям, но все они, так или иначе, коснулись проблем развития инклюзивного образования России в целом. Были озвучены цифры, из которых явствует, что инвалидов студенческого возраста учится в вузах гораздо меньше, чем могло бы, в том числе ОВЗ по зрению. Из общего числа абитуриентов с инвалидностью, принятых в вузы, 70% не доучивается. Помимо технической стороны дела, реальное внедрение инклюзии содержит, прежде всего, острый социально-психологический аспект. Он связан как с неготовностью российского социума принимать инвалидов в качестве равноправных и неотъемлемых членов общества, так с нехваткой инклюзивных компетенций у преподавательского состава, технического персонала вузов, обычных студентов, не исключая самих инвалидов по зрению.

«Формальная инклюзия является скрытой формой дискриминации», — подчеркнул в своем докладе «Эволюция отношения государства и общества к лицам с ОВЗ: от институализации к инклюзии» Малофеев Николай Николаевич, директор Института коррекционной педагогики РАО, вице-президент Российской академии образования.

Впрочем, число собравшихся указывало на то, что поступательное движение вперед происходит в режиме реального времени.

«Требования к результату, а не к процессу». Нормативно-правовые аспекты в фокусе

«Буква закона есть, нам же необходимо вдохнуть в нее дух», — так открыла тему своего доклада «Учебно-методическое обеспечение вузовского образования лиц с нарушениями зрения: поиск общих решений» Натела Нодарьевна Квелидзе-Кузнецова, исполнительный директор АППОЭР, директор фундаментальной библиотеки РГПУ им. Герцена. Комментируя Федеральные государственные образовательные стандарты (3++) по учебно-методическому обеспечению, она сфокусировала внимание на обязательности требований независимо от наличия студентов с ОВЗ. Пункт 4.3.5 гласит: «Обучающиеся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья». Также Н. Н. Квелидзе-Кузнецова напомнила про утвержденный Правительством РФ 23 мая 2016 г. № 3467 п-П8 «Межведомственный комплексный план мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016–2018 годы».

Исходя из этого плана всем вузам без исключения необходимо производить ежегодный мониторинг и отчет по следующим параметрам: функционирование на сайте вуза раздела с версией для слабовидящих; количество оборудованных аудиторий, обеспеченных стационарными техническими средствами для лиц с ОВЗ и инвалидностью. Также нужно предъявлять данные о наличии действующего волонтерского движения по работе со студентами с ОВЗ и инвалидностью, досуговых, спортивных, культурно-массовых и других мероприятий, проводимых с участием студентов с ОВЗ и инвалидностью в вузе. Мониторинг касается оценки доступности библиотечного фонда, включая оснащенность Брайлевской компьютерной техникой, электронными лупами, видеоувеличителями, программами невизуального доступа к информации, синтезаторами речи и др. Необходимо предоставлять данные о наличии в библиотеках и читальных залах вуза системы навигации, аудиоматериалов (аудиокниги, аудиоучебники, аудиолекции; образовательные подкасты и др.). Целью мониторинга является формирование системы оценки деятельности образовательных организаций высшего образования (далее — ОО ВО) по предоставлению образовательных услуг лицам с ОВЗ и инвалидностью для повышения качества высшего образования и определения перспектив и потенциалов развития системы инклюзивного высшего образования в Российской Федерации. Минобрнауки обращает внимание, что в данном мониторинге участвуют все образовательные организации высшего образования независимо от того, обучаются или нет в данных организациях инвалиды и лица с ОВЗ. Руководитель образовательно организации несет ответственность за достоверность информации.

Подытоживая доклад, Квелидзе-Кузнецова подчеркнула, что базовый принцип новых Федеральных образовательных стандартов — это требования к результату, а не к процессу. Именно поэтому необходимо выработать общие решения по всем вопросам, касающихся учебно-методического обеспечения учащихся с ОВЗ по зрению.

Адаптированная образовательная среда для инвалидов по зрению нужна всем

«Но что такое инклюзия? — Это включение. Это „равный брак“ всех участников образовательного процесса, а не „мезальянс“», — обозначил директор Института дефектологического образования и реабилитации РГПУ им. Герцена Кантор Виталий Зорахович. В своем докладе «Инклюзивное высшее образование инвалидов по зрению: проблемное поле и зоны роста» В. З. Кантор представил принципы создания адаптированных образовательной среды и программы, апробированных в Герценовском университете, где учится большое число студентов инвалидов, в том числе незрячих и слабовидящих.

Он отметил, что для понимания сущности адаптированной основной профессиональной образовательной программы (далее — АОПОП) всем важно осознать, что АОПОП предполагает адаптацию условий получения образования, а не его содержания. Именно поэтому каждый вуз, исходя из этой логики, должен добавить новый раздел — «Особые социально-образовательные потребности студента — инвалида по зрению», а в раздел «Примерные условия осуществления образовательной деятельности по АОПОП» — пункт «Специальные условия осуществления образовательной деятельности по АОПОП для инвалидов по зрению». Также необходима разработка и апробация общих образовательных программ переподготовки ППС вузов для обучения инвалидов. В связи с чем, бесценен опыт специалистов дефектологического образования. К счастью, по его словам, такие специалисты и институты есть. А с 20 октября 2017 г. Минобр предписывает в обязательном порядке прохождение курсов повышения квалификации по инклюзивному образованию.

Инклюзивное обучение незрячих студентов: доступная среда

В рамках работы конференции представители электронно-библиотечных систем анонсировали технологические решения, которые позволяют слепым студентам безбарьерно использовать электронно-образовательные ресурсы.

В своем докладе «Участие агрегаторов электронного контента в обеспечении вузовского образования лиц с нарушениями зрения: возможности, вопросы, проблемы» директор издательства «Лань» Александр Владимирович Никифоров рассказал, что идея создания специального сервиса для инвалидов по зрению родилась в процессе встречи с незрячими студентами Герценовского университета. Мобильное приложение ЭБС «Лань» с интегрированным синтезатором речи является результатом плодотворной работы технических специалистов ЭБС «Лань» и слепых студентов. Именно незрячие студенты акцентировали важность навигации как основного принципа эффективной работы с электронным контентом.

А. В. Никифоров в ходе выступления обозначил следующие вопросы для агрегаторов ЭБС: какова реальная аудитория пользователей сервисов для незрячих, каким вузам нужны данные сервисы, отсутствие четких требований к сервисам для незрячих и, конечно же, вопрос трудоемкости подготовки книг в адаптированном формате. Обозначенные вопросы и трудности в разработке сервисов для незрячих могут являться сдерживающим фактором для других участников отрасли электронно-образовательных ресурсов.

Александр Владимирович Никифоров отметил, что достаточная большая по численности аудитория незрячих является потенциальной студенческой аудиторией. По мере дальнейшего развития технологий для инклюзивного образования аудитория из потенциальной будет трансформироваться в реальную, а наше мобильное приложение ЭБС «Лань» позволит незрячим студентам эффективно работать с книгами, размещенными в ЭБС.

В продолжение темы разработок «Лани» Юрий Михайлович Ельский представил возможности работы мобильного приложения ЭБС «Лань», акцентировав, что навигация — это не просто инструмент, это, прежде всего, результат четкого понимания потребностей слепых пользователей. Мобильное приложение работает на обеих операционных системах — iOS и Android. Функционал приложения содержит следующие опции: навигацию по каталогу ЭБС, выделенный каталог с доступными для синтезатора книгами, навигацию по тексту книги: переход по предложениям, абзацам или главам книги; возможность регулировать скорость воспроизведения речи, а также прослушивать подготовленные книги на мобильном устройстве в режиме оффлайн. Не менее значимы и другие опции — выбор голоса для синтезатора, отличного от системного (для ОС Android), работа с табличной информацией в максимально удобной форме, использование голосового ввода поисковых запросов.

Также Ю. М. Ельский рассказал о решениях вопросов подготовки изданий для незрячих студентов. Уже сейчас реализован механизм по автоматизированной обработке текста, который позволяет сократить сроки подготовки адаптированного издания для слепых. Он рассказал о значимости социального партнерства как обязательного элемента подготовки адаптивного контента: «Теперь, когда у нас появились решения, как ускорить процесс подготовки книг, мы организовали волонтерскую программу „Сделаем книгу доступной для незрячих“. В данном социально значимом проекте уже учувствуют студенты вузов с разных концов страны: РГПУ им. А. И. Герцена, Университет ИТМО, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Тульский педагогический университет, Технологический университет (г. Королев)».

«Сервис для незрячих — это вообще не бизнес, — подчеркнул Ельский, — это бесплатный сервис для всех подписчиков ЭБС „Лань“. Но в то же время — дорогостоящая разработка, которая требует значительных интеллектуальных и материальных ресурсов».

В свою очередь, директор «IPR-books Media» Наталья Юрьевна Иванова рассказала о новых решениях и технологиях для учебно-методического обеспечения образовательных программ для незрячих студентов. Эксклюзивный адаптивный ридер в векторном формате, доступ к коллекции аудиоизданий, мобильное приложение IPR books WV Reader, которое позволяет воспроизводить тексты изданий с помощью TalkBack — специальной функции, встроенной на устройствах, работающих под управлением операционной системы Android и предназначенной для облегчения работы с ними пользователей со слабым зрением или полностью незрячих. Также представители «PR-books» выразили понимание значения социальных проектов и готовность объединять усилия.

Резюмируя выступления представителей агрегаторов, директор Института дефектологического образования и реабилитации РГПУ им. Герцена В. З. Кантор эмоционально обратился к присутствующим: «„Лань“ создала прецедент, разработав приложение при участии незрячих пользователей студентов. Без пафоса отреагировали, взяли и сделали!» В адрес агрегаторов выразила свое экспертное мнение директор ООО «ИД Университетская книга» Елена Николаевна Бейлина: «Разработки этих агрегаторов — перспективные и актуальные стартапы, которые имеет смысл продвигать, в том числе в комитетах Государственной Думы по культуре, по образованию и науке».

Опыт инклюзивного обучения в вузах

Опытом инклюзивного обучения студентов с ОВЗ по зрению поделилось множество представителей университетов со всей страны. Адаптационный проект «Погружение» представил Дальневосточный федеральный университет, Национальный Томский государственный университет описал комплекс современных IT «LAWRAIN», Томский педагогический государственный университет рассказал о формах межведомственного взаимодействия в рамках тьютерского сопровождения обучающихся с глубокими нарушениями зрения и др. Несмотря на то что у некоторых из вузов-участников учится совсем небольшое число инвалидов по зрению, проделанная ими работа звучала как ответственный задел на будущее. Например, заведующая кафедры мультимедиа и интернет-технологий Удмуртского Государственного университета Павлова Ирина Федоровна рассказала об опыте подготовки своего единственного незрячего студента, не владеющего Брайлем. Она представила небольшой фильм о том, как организовывая обучение одного студента в университете, они создали и разработали базовые принципы инклюзии, — от тьютерства (включая собаку-компаньона) до индивидуального образовательного маршрута, от обеспечения аудио- и электронными учебными материалами до принятых внутривузовских нормативно-правовых актов для лиц с ОВЗ по зрению.

Один из самых впечатляющих докладов «Подготовка учебных материалов по физико-математическим дисциплинам для студентов с глубоким нарушением зрения» представил факультет информационных технологий МГППУ. От университета выступил Владимир Вячеславович Соколов, заведующий УПЛ технических и программных средств обучения студентов с нарушениями зрения. Далеко не все слушатели смогли понять, что чтение доклада происходит с Брайлевского дисплея для слепых. Соколов, прежде всего, рассказал, что в их университете, где реализуется обучение студентов с глубоким нарушением зрения, учится 26 студентов с нарушением зрения, из них 9 тотально слепых. Он выделил значимые компоненты доступности ОС. Прежде всего, точные науки определяют выбор — это Брайль, поскольку на слух невозможно воспринимать формулы (50% литературы обеспечено). В основу обучения положены тифлоинформационные технологии, позволяющие незрячему пользователю самостоятельно работать на компьютере. Такой тип программного обеспечения известен под общим названием ScreenReader (экранный чтец). Программы этого типа, не мешая работе прикладного программного обеспечения, перехватывают текстовые сообщения и посылают их на синтезатор речи или брайлевский дисплей. В образовательном процессе МГППУ используются преимущества тактильного и речевого вывода посредством совместного применения с программой невизуального доступа синтезатора речи и брайлевского дисплея. Предлагается методика «чтения» студентами с глубоким нарушением зрения математических формул и символов: сначала осуществляется ручной ввод математических текстов в формате TEX (линейное представление информации), затем происходит ее озвучивание с помощью программы невизуального доступа к информации или печать рельефно-точечным шрифтом Брайля. С точки зрения специалистов МГППУ, подобные информационные технологии развивают самостоятельность студентов, в большей степени компенсируют отсутствие зрения, формируют необходимые для будущей профессиональной деятельности компетенции.

Во-вторых, к наиболее значимым компонентам доступности образовательной среды Соколов отнес донесение материала, индивидуальные занятия, которые по факту происходят столько, сколько потребуется персонально студенту. Результаты Университета следующие: незрячие студенты учатся лучше обычных. Во многом из-за более высокой мотивации к образованию и благодаря разработке качественного индивидуального образовательного маршрута. Соколов отметил, что по части организации архитектурных решений здания в рамках внедрения инклюзивной программы 2016 г., не все гладко. «Например, на дорогой информационной панели с тактильной мнемосхемой, которая теперь ставится в обязательном порядке в вестибюле университетов, брайлевские подписи вверх ногами, то есть она бесполезна. Впрочем, — добавил Сколов, — наши студенты ей не пользуются, они выучили маршруты в здании университета другими, куда более удобными и человеческими путями».

Инклюзивное взаимодействие — основа образования будущего

О «Формировании компетенции инклюзивного взаимодействия как необходимом условии реализации адаптивной образовательной среды» рассказала Шумова Юлия Владимировна, доцент социального права и правоведения из Южно-Уральского государственного университета (НИУ). Являясь инвалидом по зрению и приводя примеры из личного опыта, в своем докладе она констатировала: «Инклюзия также, как и театр, начинается с вешалки, а технический персонал вузов зачастую не знает, что номерок следует передавать именно в руки. Мало кто знает, что, обращаясь к слепым, нужно коснуться их рукава, а придерживая незрячему дверь, вы можете нанести ему травму... Что же до методов преподавателей, то большинство предпочитают ставить оценки не по знаниям, а по личному отношению, которое можно определить как „нежелание и неумение с таким студентом работать“. В свою очередь студенты инвалиды зачастую смиряются с таким положением дел и привычно ждут послаблений в учебе, превращая инклюзию в богадельню. В итоге они получают неполноценное образование и нулевую вероятность трудоустройства». Она особо отметила, что «решение проблемы инклюзивного взаимодействия наиболее часто сводится только к наличию программ экранного доступа, брайлевского принтера и дисплея, устройства для чтения электронных книг, аудиолекций и материалов, набранных шрифтом Брайля, но этого недостаточно!». В связи с таким весьма распространенным обстоятельством дел, Шумова внесла следующие предложения: во-первых, внедрить «Правила инклюзивного взаимодействия» для всех участников образовательного процесса, а во-вторых, ввести в вузах обязательное правовое регулирование на уровне локальных нормативных актов образовательной организации об обучении студента с ограниченными возможностями здоровья. Только тогда студент не будет зависеть от личных качеств преподавателя, и ситуации, связанные с невозможностью выполнения контрольного мероприятия доступными ИКТ, будут минимизированы. Таким образом, можно будет контролировать и регламентировать уровень формирования компетенций, а также избежать административные барьеры дискриминационного характера, демотивирующие студента к получению образования.

Если эти проблемы будут решены, число студентов с ОВЗ по зрению значительно увеличится.

Межведомственное взаимодействие — работа на результативность

Представители специализированных библиотек для слабовидящих и незрячих со своей стороны заострили внимание на том, что они как специалисты располагают большим опытом, объемными ресурсами и профильными библиотечными услугами, что в совокупности может стать решением части проблем инклюзивного образования. В частности, специализированные библиотеки могут помочь с комплектованием учебно-методического материала, адаптированного для незрячих. Для таких целей будет весьма продуктивно скоординировать и скооперировать деятельность библиотек разной ведомственной подчиненности. Директор Санкт-петербургской государственной библиотеки для слепых и слабовидящих Устинова Ольга Юрьевна в своем докладе изложила возможные направления совместной деятельности специализированных библиотек с университетскими библиотеками с целью информационного обеспечения образовательных процессов студентов с ограничениями по зрению. Помимо множества иных опций, это такие ценностные услуги, как издание учебной и методической литературы на Брайле, рельефно-графического иллюстративного материала учебного характера и создание к ним тифлокомментариев, запись аудиоучебников в студиях звукозаписи библиотек, создание учебной литературы в формате Daisy, создание и ведение в онлайн режиме ББД учебных и методических материалов для слепых и слабовидящих студентов, и многое другое.

Универсальный дизайн

Шумов Александр Владимирович, секретарь незрячего специалиста, с кафедры Управления и права Южно-Уральского государственного университета (Челябинск), представил доклад «Информационные ресурсы: универсальный дизайн и специализированная версия для незрячих и слабовидящих». Он сообщил, что в условиях современного общества доступность к электронным информационным ресурсам является одной из составляющих уровня жизни (дистанционная запись на прием к врачам, получение государственных услуг, оплата товаров и услуг, обеспечение содержательного элемента образовательного процесса). При этом опрос показал, что 95,2 пользователя с ОВЗ по зрению предпочитают пользоваться версией, не адаптированной для слепых и слабовидящих. Почему? Во-первых, из 3,5 млн страниц доступно только 4% (По данным паука Opera Mama.) Вторая причина — неудобство использования. То есть критерии доступности электронного информационного ресурса, предписываемые нормативами и существующие де-юре, не соответствуют де-факто реальной возможности для пользователей извлекать полезные свойства ресурса. Базовое предложение докладчика — упростить требования для информационных ресурсов, использующих только HTML, защищать авторские права юридическими методами, а не ограничением доступа к информации (Марракешский договор). На ряде конкретных примеров в ГОСТах, Шумов продемонстрировал, какие пункты могут быть легко исключены, а какие добавлены — с целью выработки универсального дизайна. «Закрепление требований доступности информационных ресурсов в нормативной базе требует серьезной проработки и учета уже имеющегося функционала браузеров и программ экранного доступа, а упрощение страницы за счет потери внутренней логики и структуры никак не влияет на доступность. Необходимо формирование адекватных требований и критериев доступности электронного ресурса является первоочередной задачей, решение которой позволит достигнуть главной цели: реализации равного права свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию», — очертил он круг первостепенных задач.

Мастер-классы. Опыт РГПУ им. А. И. Герцена: волонтерские проекты

Заместитель директора Фундаментальной библиотеки Светлана Александровна Морозова с гордостью познакомила участников конференции со студенческой волонтерской инициативой ― проектом «Аудиоучебник». Организаторы, кураторы и постоянные участники проекта «Аудиоучебник» и других волонтерских проектов РГПУ им. А. И. Герцена, незрячие студенты Института компьютерных наук и технологического образования Виктор Захаров и Виктор Чибисов, а также студентка-волонтер Института дефектологического образования и реабилитации Елизавета Корнилова продемонстрировали работу портативного оборудования, подробно комментируя каждый этап звукозаписи. Некоммерческий проект, поддерживаемый Советом обучающихся, существует с 2014 г. К его работе было привлечено множество студентов, желающих оказать посильную помощь сокурсникам с нарушениями зрения, поучаствовать в записи аудиокниг. Но прежде волонтеры проходят «мастер-тест» — своеобразную проверку готовности к участию в проекте. Как выяснилось, для качественной аудиопродукции необходима великолепная дикция, осмысленность чтения и бесконечное терпение.

Еще один волонтерский студенческий проект — это аудиоподкаст для абитуриентов с ограничениями по зрению. Выпуски аудиоподкаста размещаются в открытом доступе на официальном сайте Герценовского университета.

Итоги конференции

Доклады двухдневной Конференции подразделились на два глобальных потока — «Проектирование, реализация и учебно-методическая поддержка адаптированных программ для студентов — инвалидов по зрению» и «Современные технологические решения и программные разработки, способствующие эффективному учебно-методическому обеспечению вузовского образования лиц с нарушениями зрения».

На итоговой дискуссионной площадке «Инклюзия в высшей школе: решения технологические и человеческие», стало ясно, что Конференция была в высшей степени полезной. Многие заявленные темы нуждаются в дальнейшей разработке, особенно, если учитывать не юридические казусы и теоретические рассуждения, а реальные нужды студентов с ограничениями зрения, а также вызовы и основные тренды нашего времени. Н. Н. Квелидзе-Кузнецова, В. З. Кантор, А. В. Никифоров, Е. Н. Бейлина и другие участники дискуссии согласились, что Конференция выявила круг основных проблем и вопросов, и выразили готовность искать общие решения. Исполнительный директор АППОЭР предложила принять резолюцию экспертного сообщества с конкретными предложениями, на базе которых можно будет строить прочный дом инклюзии для незрячих студентов российской высшей школы.

«Когда-нибудь человечество победит и слепоту, и глухоту. Но гораздо раньше оно победит их в социальном и педагогическом плане, чем в плане медицинском и биологическом», — цитата основателя советской школы дефектологии Л. С. Выготского, прозвучавшая в зале во время Конференции, в огромной степени стала мотивирующим девизом события.

Анастасия Романова