Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Влияет ли среда на развитие студентов и ученых, или Все о перспективах академгородков

В триаде терминов «наукоград» — «студгородок» — «академгородок» каждое понятие уникально, хоть они все и связаны с вузами и институтами. Эти территориальные образования отличаются не только размером, но и своей ролью в развитии научной сферы. В сегодняшней статье подробно осветим тему академгородков: в чем их истинная ценность и каково будущее этих мини-городов?

 

О городах, городках, градах

Ранее мы говорили о наукоградах: это муниципальные образования со статусом городского округа, имеющие высокий научно-технический потенциал. Важный элемент наукограда — наличие градообразующего научно-производственного комплекса.

В противовес наукоградам «никому ничего не должен» студгородок. Это территориальное образование, негласно объединяющее общежития, учебные корпуса вуза, библиотеку, столовую, поликлинику, спортивные и досуговые сооружения.

Идея студгородков — в желании охватить весь спектр потребностей и интересов студента. Часто студгородки располагаются рядом с вузом или его отдельными корпусами, которые становятся концептуальным центром таких городков (хотя, помня о том, какую роль играет общежитие в жизни молодого человека, невольно задумаешься, точно ли вуз, а не общежитие, является центром студгородка).

Наконец, академгородки представляют собой в некотором смысле объединение первых двух понятий: они для ученых — но и для представителей вузовской среды. В академгородках обычно располагается большое количество институтов — причем самой разной направленности, в отличие от наукоградов, ориентированных на одну задачу. Часто исследователи занимаются и преподаванием: так студенты через общение с ними получают возможность прикоснуться к практическому знанию, а не только к теории.

Об академгородках: причины и следствия

Что же такое академгородок? Так называются города-спутники и городские районы в некоторых регионах. Академгородки есть не только в России — Академмісте́чко в Киеве (Украина) это доказывает. В большинстве случаев академгородки расположены неподалеку от основного города, но за его чертой. Исключение составляет, пожалуй, только Красноярск. Так ученые, их институты, вузы и семьи (вот уж точно понятия одного порядка!) оказываются отгорожены от урбанистической шумихи.

Такое решение во многом стратегическое.

Многие академгородки появлялись как результат создания региональных научных центров и отделений Академии Наук. Эта “региональность” была нацелена на то, чтобы переместить центры создания передовых технологий подальше от столиц на случай непредвиденных обстоятельств и военных действий. Где-то это получилось.

О конкретном примере и авторском замысле

Пожалуй, самый крупный и самый известный академгородок — новосибирский. На его территории проживает более 80 000 человек, а в самом городке — 29 институтов (не считая различных образовательных организаций и нескольких вузовских корпусов). По этому поводу Академгородок даже попал в Книгу рекордов Гиннесса: проспект академика Лаврентьева в Академгородке считается “самой умной улицей мира” по количеству расположенных здесь научных институтов.

Этот Академгородок в самом начале — результат переосмысления образовательной системы. Михаил Алексеевич Лаврентьев, академик, один из основателей Академгородка, лично объяснявший ценность проекта Никите Хрущеву, замыслил создать практически автономный научно-исследовательский центр.

В его концепции институты — только один из элементов системы. Они предназначались для ученых — но откуда их брать? Чтобы сделать цикл непрерывным, по мнению Лаврентьева, необходимо было создать сильный вуз на той же территории — он бы готовил кадры для институтов. А чтобы туда поступали изначально сильные, талантливые, заинтересованные наукой студенты, необходимо модернизировать систему школьного обучения.

Так появился “треугольник Лаврентьева”, три грани которого — школа, вуз, институт — составляют единое целое и перетекают друг в друга: ученики становятся студентами и исследователями, затем заводят семьи, и их дети идут в школы тут же, в Академгородке.

Новосибирский Академ не единственный: такие городки есть еще в Иркутске, Красноярске, Томске, Киеве. Почти все они находятся в Советском или Октябрьском районе в своих городах — очевидно, в какую эпоху они появились. Действительно, новосибирский Академгородок появился в 1957 г., в 1949 г. появился самый первый из них — иркутский Академгородок.

Но все это было вчера. 

А что же будет завтра?

О перспективах академгородков

Особая ценность академгородков — в создании интеллигентной, образованной, нестандартно мыслящей среды. В этом бульоне — из ученых, студентов, преподавателей, школьников — вариться особенно приятно: тебя окружают единомышленники, яркие личности, харизматичные и талантливые исследователи. Поскольку академгородки — это и вправду “городки”, то есть относительно небольшие территориальные образования, то люди друг друга знают в лицо, живут бок о бок и ходят вместе на работу годами.

Но сегодня этого очарования недостаточно, чтобы оставаться привлекательным и конкурентоспособным. Поэтому продумываются различные программы модернизации и развития академгородков.

Одна из них — “Академгородок 2.0”. Так называется программа развития Новосибирского научного центра, которая нацелена на кристаллизацию преимуществ Академгородка:

Такие проекты — попытка сделать удачный эксперимент 1950-70х гг. стабильно работающей системой.

И если их будут реализовывать такие же новаторы, как и те, кто создавал первые академгородки, то у этого плана есть все шансы на успех.