Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Университет Айовы отменяет подписки на 600 тысяч долларов

Из-за сокращения государственного финансирования библиотека Университета Айовы отменит подписку более чем на 800 журналов, баз данных и электронные книги в течение предстоящего учебного года. Перечень сотрудники библиотеки составляли совместно с преподавателями вуза. Эта мера позволит сэкономить примерно 600 тысяч долларов.

 

Целевые показатели

Финансирование Совета регентов штата Айова, который контролирует несколько университетов, включая Университет Айовы, во время законодательных сессий было сокращено более чем на 43 миллиона долларов. 8,3 миллиона удалось вернуть в 2019 году, ещё 12 миллионов планируется добавить в бюджет в 2020 году. Однако Университет Айовы по-прежнему испытывает дефицит средств. 

Цены на журналы растут на 5–7% в год, а бюджет библиотек университета в течение последних трёх лет оставался неизменным и составлял чуть более 12 миллионов долларов. 85% от него идёт на электронные ресурсы. 

Летом 2018 года администрация библиотеки начала рассматривать стратегии сокращения расходов. Следуя примеру других учреждений, включая Калифорнийский университет в Беркли, Университеты Миссури, Мэриленда, Нью-Мексико, Массачусетса, Джорджии и Аляски, Университет Айовы решил составить перечень подписок, которые можно отменить.

Это не первый раз, когда вопрос встал остро. Университет Айовы был вынужден принять аналогичные меры в 1991 году, когда были отменены подписки на 237 тысяч долларов, в 1994 и 1996 годах — на 126 тысяч, в 2000 году — на 440 тысяч.

Администрация библиотеки провела серию встреч с заинтересованными лицами, изучила, как используются материалы подписок в разных сферах, и предложила целевые показатели для урезания бюджета в каждой области. В сфере гуманитарных наук, искусства, краеведения число подписок сократят на 5%, социальных наук — на 7%, основных наук, здравоохранения и инженерного дела — на 10%. Юридическая библиотека находится в ведении юридического колледжа и не была включена в проект отмены.

Процентные доли определялись количеством журналов и баз данных, на которые подписаны представители сферы, финансированием, выделенным на каждый из них, и тем, от скольких из этих наименований нельзя отказаться, так как они являются частью долгосрочных соглашений. Для большинства гуманитарных и нескольких социальных наук финансирование было сокращено ещё в начале года.

Определение наименований

Библиотекарь Линда Уолтон составила электронные таблицы, показывающие, на сколько именно каждый отдел должен сократить подписки. Затем им нужно было определить наименования журналов в своей дисциплине, от которых можно отказаться.

В течение осеннего семестра 2018 года библиотекари работали с преподавателями и студентами, чтобы определить наименования из фондов, которыми управлял каждый библиотекарь. Все, что было частью неразделимого пакета подписок, сохранялось. Если подписки на печатную и электронную версии журнала дублировались, от первой отказывались. В начале весеннего семестра 2019 года все списки были повторно представлены преподавателям, сотрудникам библиотеки и аспирантам, чтобы они могли дать обратную связь для каждого наименования, если это необходимо.

Уолтон получила 538 откликов и подсчитала итоги по каждому наименованию. Все подписки, против отмены которых проголосовали 10 и более раз, будут переоценены. Решение о восстановлении также принималось на основе стоимости журналов, частоты их использования, цитирования и возможности получить статьи другими способами. В результате многоступенчатой работы для отписки были подготовлены 820 наименований. 

Отмена подписок начнётся 1 июля, когда стартует новый бюджетный год. С 1 января 2020 года будут сокращены траты на периодические издания. В течение следующего года Уолтон планирует обратить пристальное внимание на наименования по межбиблиотечному абонементу. «Если мы увидим журналы, которые нам приходится запрашивать слишком часто, тогда нам придётся рассмотреть вопрос о их восстановлении», — сообщила она и отметила, что просьбам преподавателей будет уделяться большое значение. Уолтон ожидает, что такие запросы, вероятно, возникнут, но в следующем году у них будет место для манёвра из-за того, что часть денег удастся сэкономить специально на эти цели. 

В то же время библиотеки Университета Айовы рассматривают альтернативы открытого доступа для подписок. Недавно вуз получил членство в Cogitatio Press —организации открытого доступа, которая в настоящее время предоставляет библиотекам четыре наименования журналов. Уолтон также надеется, что преподаватели и студенты увеличат депозиты научных работ, диссертаций, книг, презентаций конференций, журналов, данных и мультимедиа в репозитории университета.

На сегодняшний день только один преподаватель выразил озабоченность происходящим. Уолтон предложила ему поговорить напрямую с президентом университета Брюсом Харрельдом. И она призывает других преподавателей и студентов также высказываться.

Уолтон добавила, что, хотя и планируется значительное сокращение коллекций журналов и баз данных, проект позволил библиотекам избежать увольнений. И по всему кампусу преподаватели и студенты в значительной степени поддерживают меры по сокращению расходов и методы, которыми пользовались при их проведении. 

Когда Уолтон и университетский библиотекарь Джон Калшоу встретились на открытом форуме с преподавателями, те аплодировали в конце презентации. «За то, что мы объяснили суть процесса и включили их в работу, за то, что поговорили с ними. Они были очень благодарны за прозрачность. Они рассматривали это как общую стратегию управления», — пояснила она.

 

По материалам Library Journal