Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Цифровизация образовательных программ: настоящее и будущее

В марте 2018 года Владимир Путин обратился к Федеральному Собранию с ежегодным Посланием, в котором он предложил открыть возможности цифрового мира для всех граждан с помощью передовых телекоммуникаций. Помимо прочего, президент говорил о создании онлайн-образования.

 

Однако до сих пор в России не существует понятия «цифровой университет», хотя идет разработка курсов на базе образовательных учреждений.

По планам Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, российские вузы должны создать около 4000 онлайн-курсов к 2025 году, соответственно, большая часть образовательных программ будет переведена в онлайн-формат. Для успешной реализации этого плана цифровые технологии должны поддерживаться на государственном уровне, в том числе финансово, а весь педагогический состав учебных заведений — подготовлен к работе в цифровом формате.

В январе на ежегодном Гайдаровском форуме исполняющий обязанности министра науки и высшего образования РФ Михаил Котюков принял участие в экспертной дискуссии «Цифровая революция в образовании и новые технологии обучения», в рамках которой сообщил, что в сентябре 2019 года Министерством образования РФ было объявлено о проведении мероприятия «Создание и обеспечение функционирования сети центров на базе образовательных организаций высшего образования для разработки модели “Цифровой университет”, в рамках национальной программы “Цифровая экономика в Российской Федерации 2019–2021”». По результатам конкурса были определены первые пять вузов для разработки модели цифрового университета. В пятерку вошли: Высшая школа экономики, Университет ИТМО, Уральский федеральный университет им. Б. Н. Ельцина, Томский государственный университет и Московский государственный первый медицинский университет имени И. М. Сеченова.

Котюков добавил, что Высшая школа экономики, Томский университет и Уральский федеральный университет, выбранные для участия в программе «цифровизации», направят свою деятельность на подготовку и переподготовку кадров для развития IT-технологий, а МИФИ и Санкт-Петербургский государственный университет будут являться дополнительными площадками.

Необходимость создания новой образовательной системы Михаил Котюков объяснил спросом граждан на персонализацию классического образования: «Классические образовательные университетские программы — это отчасти конвейерная система. А нам нужно сейчас научиться перестраивать программу в сторону большей персонализации, большей индивидуализации под запросы, под задачу и практику. Но в условиях цифровых технологий это тоже требует поиска правильных форм сотрудничества между индустриальными партнёрами и горизонтов, на которых мы можем это сотрудничество вести. Абсолютно соглашусь с тем, что чем лучше выпускник умеет решать практические задачи, тем больше его конкурентоспособность на рынке труда и тем больше его возможность найти достойную сферу применения».

В рамках экспертной дискуссии ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов сообщил о порядка 300 онлайн-курсах, которые студенты ВШЭ используют для обучения, среди которых есть курс Data science, который позволит студенту уверенно чувствовать себя в мире цифровых технологий вне зависимости от получаемой специальности, так как данный курс будет обязательным и для гуманитарных факультетов. По словам Кузьминова, эти курсы обеспечили ВШЭ большим потоком иностранных студентов.

В качестве достижений цифровизации образовательных программ Кузьминов отметил единое качество библиотек и информационных ресурсов повсеместно, преодоление «проклятия провинции», обратную связь, возможность оценки усилий, приложенных для получения знаний и углубление освоения знаний с помощью тренингов и симуляторов.

Специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков заявил, что рассматривать цифровизацию в качестве цели уже поздно, так как это было актуально десять лет назад. Также Песков предложил изменить подход к разделению первокурсников на группы, формируя их как команды. 

Также на Гайдаровском форуме, но уже в рамках дискуссии «Инновации в России: планируем будущее», высказался директор Департамента инноваций и перспективных исследований Министерства науки и высшего образования РФ Вадим Медведев. Он озвучил итоги первого года реализации национальных проектов «Наука» и «Образование», среди которых создание первых 5 научно-образовательных центров, 3 центров геномных исследований, 4 международных математических центров. Также он отметил, что в рамках НП «Наука» предусмотрена государственная поддержка центров Национальной технологической инициативы на базе университетов и научных организаций, внимание которых направлено на квантовые технологии, искусственный интеллект, технологии «Интернет вещей», биосенсоры и биороботы, технологии распределенных реестров. Совместно с Минпромторгом России осуществляется поддержка проектов по созданию и развитию инжиниринговых центров на базе университетов.

Медведев сообщил, что Минобрнауки России участвует в реализации масштабной инициативы по созданию в России «технологических долин» — инновационных научно-технологических центров, которые являются уникальными платформами взаимодействия и сотрудничества организаций науки, государственной власти и инвесторов.

О цифровизации образовательных программ говорили и на совещании в Минобрнауки. Рассуждая на тему Национального проекта «Цифровая экономика», директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Екатерина Бабелюк сообщила: «Мы обсудим очень важные вопросы, которые связаны с уже имеющимися разработками, перспективами развития и тенденциями, существующими в процессе формировании профессиональных компетенций по управлению исследованиями, разработками и инновациями. Поскольку именно эти компетенции помогут нашей экономике развиваться в принципиально новых направлениях. Внедрение разработок и инноваций будет драйвером нашей экономики.  Поэтому нам нужны управленцы, которые владеют на современном уровне соответствующими компетенциями».

 

Алиса Сафронова