Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Прикладной бакалавриат позволяет выбрать траекторию обучения

По итогам совместного расширенного заседания президиума Государственного совета и Совета при Президенте по науке и образованию, состоявшегося 6 февраля этого года, планировалось, что кабинет министров рассмотрит до 1 июня вопрос о введении в российских вузах программ прикладного бакалавриата. Пандемия внесла свои коррективы в работу правительства. Тем не менее некоторые вузы, не дожидаясь окончательного решения, уже вводят такие программы, отвечая на потребности реального сектора экономики.

 

Планы университетов

Так, Донской аграрный университет объявил об увеличении в новом учебном году количества образовательных программ прикладного бакалавриата, предполагающих углубленную практическую подготовку студентов. В их числе «Технология продукции и организация общественного питания», «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции», «Пищевая биотехнология», «Ветеринарно-санитарная экспертиза».

«В «портфеле» университета ― соглашения о сотрудничестве с предприятиями и организациями всех форм собственности, вместе с ними мы формируем программы обучения непосредственно в условиях производства. При этом каждый такой проект тщательно готовится. Наши партнеры ― это современные высокотехнологичные компании, они готовы не только участвовать в образовательном процессе и организации практик студентов, но и создавать условия для молодых специалистов-аграриев», ― цитирует пресс-служба вуза врио ректора Донского ГАУ, профессора Владимира Федорова. 

Ректор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, академик Виктор Садовничий в интервью ТАСС сообщил, что осенью планируется обсудить программу развития МГУ до 2030 года. Предлагается собрать 42 факультета и более чем 20 научных институтов вуза вокруг 14–16 прорывных направлений, объединенных в школы, в рамках которых будут разрабатываться программы прикладного бакалавриата.

«Данные школы, безусловно, будут способствовать качеству образования и удовлетворению потребности современных студентов, позволят им выбирать свою индивидуальную траекторию обучения, не попадать в заданный на первом курсе "коридор" обучения. Ведь сейчас студент поступил, а если захотел перевестись на другой факультет? Ему надо сдать до десяти дополнительных экзаменов», ― рассказал ректор.

Он убежден, что студентам нужно создать возможность выбора траектории обучения после второго курса. 

«Есть прямые поручения президента по этому поводу. Все это в рамках школы может обсуждаться и учитываться в учебных планах на факультетах, эти планы потом каждым факультетом будут утверждаться», ― пояснил Садовничий. 

Одна из целевых задач разрабатываемой новой программы развития МГУ ― сделать обучение «практико-ориентированным». Для этого планируется внедрить программы прикладного бакалавриата и повышения квалификации, ориентированные на нужды реального сектора в «прорывных направлениях» — цифровой экономике, нанотехнологиях и нефтегазовой отрасли. Для организации таких программ предлагается привлекать крупных корпоративных заказчиков. Отдельно планируют создать программу для госслужащих «с использованием целевого финансирования».

В Татарстане продолжается работа над проектом «Прикладной бакалавриат 2.0», который объединил 8 образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, в том числе КФУ и КНИТУ-КАИ. Операторами проекта от Высшей школы экономики выступили Центр развития навыков и профессионального образования и ПУЛ «Развитие университетов». Также в проекте участвуют ведущие эксперты в области прикладного бакалавриата и реализации практико-ориентированного высшего образования ― Олег Ребрин, директор Инженерной школы новой индустрии УрФУ, Андрей Филиппович, декан факультета информационных технологий Московского Политеха. 

«Главная идея проекта состояла в разработке концептуальных проектов программ прикладного бакалавриата ― программ практико-ориентированного высшего образования. Особенно ценно, что мы вместе с коллегами из колледжей и вузов Татарстана искали и обсуждали наиболее оптимальную модель реализации, не пытаясь реинкарнировать модели из эксперимента по внедрению прикладного бакалавриата в 2009–2014 гг.», ― пояснила куратор проекта, научный сотрудник Центра развития навыков и профессионального образования Вера Мальцева.

Тем временем в правительстве…

По данным «Российской газеты», сейчас Минобрнауки работает над пересмотром перечней специальностей и направлений подготовки, чтобы в итоге выдать новый макет федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. 

«У студентов появится возможность выбрать направление подготовки, начиная не с первого, а с третьего года обучения. А для желающих ― даже сменить профиль или взять "параллель"». 

При этом министерству приходится учитывать отрицательный опыт эксперимента 2009–2014 годов, когда пятьдесят с лишним вузов и техникумов взялись за разработку и внедрение программ прикладного бакалавриата. Через три года проект застопорился по бюрократическим причинам, поскольку не удалось привести к общему знаменателю программы высшего и среднего профобразования.

На взгляд министра науки и высшего образования Валерия Фалькова, у эксперимента по введению прикладного бакалавриата есть определенные результаты, как положительные, так и отрицательные.

«Мы будем обязательно экспериментировать с прикладным бакалавриатом, но будем делать это очень осторожно и осмысленно. Надо понять, кто заинтересован в прикладном бакалавриате, надо разговаривать с работодателями, которые готовы взять этих специалистов. Ведь любой эксперимент должен отвечать на вопрос, ради чего мы это делаем, а не быть экспериментом ради эксперимента», ― приводит слова министра РИА Новости.

По мнению начальника департамента образовательной деятельности Университета ИТМО Алии Багаутдиновой, важно закрепить понятие прикладного бакалавриата на уровне законодательства, определить его место в системе высшего образования. 

«Модель, когда прикладной бакалавриат рассматривался как элемент интеграции высшего и среднего профессионального образования, оказалась недостаточно эффективной», ― считает эксперт.

В странах-лидерах по образованию прикладной бакалавриат позволяет студентам в первые два года спокойно присмотреться к будущей профессии, и одновременно получить качественные базовые знания. При желании они могут усилить выбранное направление важными знаниями и компетенциями из смежных областей, став более конкурентоспособными на рынке труда. 

Работодатель ― главное звено в системе прикладного бакалавриата

По мнению представителей университетов, программы прикладного бакалавриата должны разрабатываться вместе с работодателями. 

«Это принципиальный момент. Студенты, которые выберут программы прикладного бакалавриата, сразу получат навыки, востребованные на рынке. Ведь наполовину учеба будет состоять из практики», ― убежден проректор по образовательной деятельности Томского госуниверситета Евгений Луков. 

Он считает, что прикладной бакалавриат может быть внедрен не только для специальностей инженерно-технологического профиля, но и творческих: медиа, IT, реклама, искусство, дизайн. А также менеджмент и предпринимательство, документоведение. 

Кроме этого, он полагает, что «прикладной бакалавриат может стать перспективным и для направлений подготовки, ориентированных на экономику 4.0, ― это программы, которые направлены на подготовку специалистов по цифровой трансформации организаций».

В ТГУ студенты, обучающиеся в научно-образовательных центрах «Высшая IT-школа» и «Высшая школа журналистики» начинают работать уже со второго курса.

Потребности рынка труда

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков на совещании по ситуации на рынке труда и поддержке занятости в условиях пандемии, проведенном президентом в конце мая, сообщил, что по предварительным оценкам, на рынок труда в этом году выйдут 410 тысяч выпускников российских вузов. 

Из них 267 тысяч заканчивают бакалавриат очной формы обучения и специалитет. По словам министра, в отличие от магистров, как правило, совмещающих учебу и работу, они впервые сталкиваются с трудоустройством по специальности и в наибольшей степени подвержены риску остаться без работы.

«Востребованность выпускников медицинских, педагогических направлений, специалистов по цифровым технологиям традиционно высокая. Их в выпуске этого года более 110 тысяч. Практически обеспечены рабочими местами те, кто поступал и учился на условиях целевого приема и целевых договоров ― более 40 тысяч выпускников. У остальных выпускников с поиском работы дело может обстоять сложнее», ― цитирует Минобрнауки Валерия Фалькова.

Таким образом, более 40% бакалавров и специалистов могут столкнуться с проблемами трудоустройства. В какой-то степени ситуацию в будущем могло бы исправить введение системы прикладного бакалавриата. Но это во многом зависит и от самих работодателей.

На взгляд главы Минобрнауки, введение в российских вузах прикладного бакалавриата должно исходить из тех потребностей, которые сейчас есть у конкретных отраслей промышленности, работодателей, готовых предоставить рабочие места выпускникам. 

«Исходя из потребностей конкретных индустрий, мы будем смотреть, на каких направлениях подготовки можно внедрить прикладной бакалавриат», ― уточнил министр.

Фальков считает, что в этом вопросе надо действовать осторожно. Образование трансформируется, и любые происходящие с ним изменения должны благотворно сказываться на экономике и улучшать качество подготовки кадров.

Он также обратил внимание на то, что сокращение сроков обучения, предполагаемое прикладным бакалавриатом, происходит за счет исключения фундаментальных знаний, что позволяет в короткие сроки подготовить специалиста под конкретное рабочее место.

«Возможно, это необходимо, но для каких отраслей и насколько массово ― этот вопрос в ближайшее время предстоит решить», ― резюмировал министр.