Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Предпринимательство со студенческой скамьи: чему и как учить студентов вузов и колледжей?

Со стороны попытка стимулировать предпринимательскую активность населения через образовательную отрасль кажется логичной. И вот уже и в вузах появляются соответствующие курсы, бизнес-инкубаторы, предпринимательские клубы и акселераторы. Попробуем понять, насколько они эффективны, какие компетенции сейчас и правда нужны будущим предпринимателям, а ныне — студентам.

 

Свой вклад в развитие предпринимательства вузы могут вносить совершенно по-разному. Это и взаимодействие учебной организации с предприятиями региона, и фундаментальные исследования в перспективной области, и научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (так называемые НИОКР), и привлечение инвесторов, и создание малых инновационных предприятий (МИП), и многое другое.

Но эти взаимодействия направлены в основном на конкретные технологические решения, партнерство, раскрытие потенциала сотрудников университета и ученых из институтов, чаще всего не затрагивая другую целевую аудиторию — студентов. А ведь именно на них сейчас делает ставку государство.

Например, с этого года все активнее развивается программа «Стартап как диплом», инициированная Минобрнауки. Пилотный проект был проведен в ДВФУ И ТПУ еще в 2017 году, с тех пор некоторые вузы (например, такие как ИТМО) поддержали инициативу по созданию альтернативной формы защиты бакалавров и магистров — защите своего бизнес-проекта вместо ВКР. И с конца 2020 года, когда эта инициатива была поддержана Агентством стратегических инициатив и Министерством науки и высшего образования, такой формат защиты выпускников начал активно распространяться в вузовской среде. Планируется, что в следующем году возможность участия в программе «Стартап как диплом» получат студенты уже в 48 вузах России вместо  10−12.

Эта программа не только внедряется — она активно популяризируется. О  ней рассказывают представители Минобрнауки на ПМЭФ-2021, говорят в формате паблик-тока с Валерием Фальковым выпускники и студенты российских вузов на том же форуме.

Какие проекты представляли студенты? Например, умный улей (Илья Казарин, НГТУ), умная одежда с нагревом (Олави Сикке, ИТМО),  умная гитара (Денис Гончаров, ИТМО) и не только. Это прекрасные примеры целеустремленных и творческих ребят, которые хотят принести пользу и создать нечто новое. А ведь предпринимательство, в соответствии с определением С. Д. Сарасвати, — это как раз определенный тип проактивного человеческого поведения, результатами которого могут быть и товары, и идеи, и институты.

Однако пока что такие молодые люди — единичны в вузовской среде. И, пожалуй, попыткой увеличить их число и сформировать конкурентоспособную предпринимательскую среду и являются различные образовательные инициативы: курсы, тренинги, бизнес-школы и тому подобное в структуре университета.

Почему вообще хочется массово поднять уровень предпринимательства? Пожалуй, одна из причин в успехах европейских стран, за которыми пока сложно угнаться. Так, в Евросоюзе из 62 млн рабочих мест половина создана предпринимателями. А доля ВВП, связанная с предпринимательством, в развитых странах составляет более 50%, в то время как в России — только около 20%.

Раньше мы писали о том, как увеличение числа бюджетных мест для  поступающих в вузы, по мнению правительства, должно стать прямо пропорциональным закономерному увеличению числа аспирантов через 5−6 лет. Сейчас можно предположить, что с развитием предпринимательства в стране используется та же самая логика: увеличиваем число студентов, изучающих основы предпринимательства «на входе», значит, увеличивается число предпринимателей «на выходе» — вот и готова воронка.

На деле, конечно, все несколько сложнее, и просто количественным увеличением — привлечением студентов — не решить задачу ни  с аспирантурой, ни с предпринимательством. Более того, противоположный подход и обязательное, повальное изучение основ предпринимательства в вузах тоже вряд ли решит эту задачу.

С какими фундаментальными установками в своей деятельности сталкиваются вузы, решившие учить будущих предпринимателей?

Во-первых, как уже говорилось выше, один из эффективных форматов предпринимательства в университете — научная работа, чьи результаты могли бы коммерциализироваться.

Во-вторых, любой успешный опыт коммерциализации мог бы распространяться на все учебное заведение, переходя из разряда «личный опыт» в разряд «тиражируемая практика».

В-третьих, выполнение предписаний министерства и созданий альтернативных условий для защиты студентов (например, как упомянутый выше «Стартап как диплом») на деле является лишь вершиной айсберга. Чтобы успешно дойти до защиты, студенту, который выбрал этот формат, необходимо получить значительное количество необходимых знаний, навыков и компетенций, консультаций и методологических семинаров, разобрать множество кейсов. Откуда все это взять, если раньше подобные программы отсутствовали в образовательной системе?

И, наконец, считается, что предпринимательству научить может только предприниматель. Поэтому перед вузами встает новая задача: искать менторов, наставников, закреплять за ними заинтересованных студентов. А ведь это снова время и деньги: большие деньги и много времени.

Все это касается не только вузов, но и колледжей. В ФГОС СПО появляются соответствующие новые компетенции (ОК 11 «Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере») и новые модули (например, «Экономика», «Управление и менеджмент»). С учетом того, что сейчас количество поступающих в вузы и колледжи примерно одинаково, можно говорить о том, что развитие управленческих и предпринимательских компетенций особенно важно в стенах этих организаций.

Но чему же необходимо учить тех, кто собрался стать предпринимателем, при том что такое обучение не надстройка к основному образованию, как в случае с бизнес-школами для топ-менеджеров и уже состоявшихся руководителей и бизнесменов?

Полагаем, что, во-первых, в программу обучения обязательно должны быть включены дисциплины, развивающие soft skills. Предпринимательство — это умение принимать решения, нести ответственность, убеждать, формировать команду, доносить ценность того, чем занимаешься. Поэтому все, что касается креативности, умения общаться с людьми, ведения споров и выступлений на публике здесь будет уместно. 

Во-вторых, и это, пожалуй, тоже можно отнести к мягким навыкам, но все же стоит выделить отдельно, умение формировать связи, завязывать знакомства и тому подобное. Это как раз то, что особенно ценно в любом хорошем вузе: среда, люди, которые тебя окружают и обладают безграничным потенциалом и возможностями.

В-третьих, и это уже ближе к профессиональным качествам, такие направления, как:

Это лишь краткий список важных для предпринимателя областей, в которых он должен разбираться хотя бы минимально, чтобы иметь представление о тех процессах, которые происходят вокруг него. Могут ли этому научить только сотрудники университета? Возможно, те вузы, где развивается направление маркетинга, менеджмента, экономики и т. п., справятся с задачей, но «внутренних» сил будет априори недостаточно.

Ведь студенту, который планирует заняться бизнесом, необходимо видеть тех, кто занимается бизнесом: от них получать советы, узнавать о возможных трудностях и путях их преодоления, делиться с ними своими успехами и через них устанавливать необходимые связи.

Пожалуй, было бы неплохо, если бы такому учили каждого из нас.