Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Популяризация науки – дело креативных индустрий или молодых ученых? Часть I

Сегодня вопросы научной коммуникации, которая подразумевает в том числе деятельность по популяризации науки, актуальны для научных институтов, организаций и университетов. Очевидно, что публикаций в научных журналах первого и второго квартиля недостаточно, чтобы доносить ценность знания и распространять научные достижения в массовом сознании. Теперь дело за малым: научиться говорить просто о сложном,  взаимодействовать со СМИ и уверенно заявлять о себе и научных успехах своей организации.

 

Часть первая: говорим об актуальности

Этимологически слово наука родственно не только словам ученый и учить, но и таким словам, как навык, привычка, обыкновенный, обычай.

Так происхождение слова намекает нам на близкую связь инновационного и передового с бытовым и рутинным, — на связь, которая сегодня нуждается в комментарии.

Комментарий первый. Нынешний уровень жизненного комфорта целиком и полностью является результатом планомерных фундаментальных и прикладных исследований, расширяющих наше представление о себе, мире, способствующих технологическому прогрессу. 

А значит — Госпожа Наука нуждается по крайней мере в уважении, если не в восхищении, как нуждается в нем любой родитель, подаривший детям счастливое детство.

Способ выразить это уважение — осознанно и внимательно подходить к научным достижениям, интересоваться особенностью работы тех устройств и технологий, которые нам доступны, особенностью протекания тех процессов, с которыми мы соприкасаемся. Достичь этого можно с помощью популяризации науки.

Комментарий второй. Дальнейшее развитие общества — причем не только технологическое — также напрямую связано с разработками ученых и их исследованиями, результаты которых могут дополнить нашу картину мира, повысить уровень медицины, предоставить дополнительные возможности для создания комфортного во всех смыслах уровня жизни. 

А значит — та же Lady Science требует, чтобы в целом уровень компетенций общества соответствовал уровню ее развития. А иначе — обскурантизм и мракобесие.

Так знакомство с достижениями науки не отдельных ученых, а всего человечества становится вкладом в развитие цивилизации.

Так сама наука — с разной скоростью для разных областей человеческого знания — входит в повседневную и размеренную жизнь каждого из нас, незримо присутствует  в утреннем кофе, который мы варим на плите, в горячей воде в ванной, в одежде и обуви, которую носим, в очках, которые мы надеваем, в газетах, которые читаем, в компьютерах, за которыми работаем.

Человеческая психика устроена таким образом, что очень болезненно реагирует на неизвестность. В темной комнате нам мерещатся чудовища, в необозримом будущем — личные трудности и проблемы.

Попыткой преодолеть бездну незнания в далеком прошлом была, например, мифология. Как древнейший способ определения человеческой сущности, места человека в мире и взаимосвязи различных природных явлений, она по возможности объясняла природу грома и молнии, пыталась объяснить концепцию жизни и смерти. На последний вопрос у науки до сих нет однозначного ответа — однако же о происхождении молнии она может многое рассказать.

Однако нельзя сказать, чтобы проблема незнания была полностью решена в наш цифровой век.

Например, вспомните тиражируемое ощущение паники, которое испытывала общественность, когда запускали Большой адронный коллайдер (БАК): тогда много говорили о том, что откроются черные дыры, которые поглотят землю. И с каким ужасом и чувством “собственной правоты” была воспринята общественностью новость об аварии на БАК спустя неделю после запуска!..

Другой пример: нынешняя кампания по вакцинации населения от СOVID-19. Слухи о том, как делают вакцину, кому из мирового правительства это выгодно, какие побочные эффекты были у троюродной сестры подруги коллеги — все это создает информационное поле, рождающее чувство неуверенности и тревожности. 

Почему люди так на это реагируют? 

С одной стороны, не 100% населения обладает научным складом ума, желанием учиться всю жизнь и возможностью для этого. С другой стороны, обилие информации и доступ к ее созданию наполняет непроверенной и искаженной информацией чрево лженауки. А там недалеко и до чувства растерянности и беспомощности у каждого, кто не является специалистом в той или иной области знания.

Вот почему так важна деятельность по популяризации науки для общества: она уменьшает страхи, формирует понимание того, что происходит с человеком, человечеством и миром.

“Популяризация науки — это мостик от “академизма” к каждому человеку”, — считает академик Григорий Трубников. Этот мостик пытаются построить и сами ученые, и популяризаторы науки: ведущие научно-популярных блогов и передач, — и различные научные СМИ, в качестве своей аудитории выбравшие простых людей: нас с вами. 

Важную роль в популяризации науки играют те исследователи, которые, совмещают научную и преподавательскую карьеру. Такое направление их деятельности продвигается и со стороны руководства вуза:

“Наш птичий язык ученых понятен в лучшем случае другим таким же ученым, — считает ректор Тюменского индустриального университета Вероника Ефремова. — Но публиковать это где-то вне научного журнала недопустимо, это в том числе отвращает ребят от желания попробовать заняться наукой. Ведь научная терминология для них — это такой же иностранный язык, который тоже необходимо изучать”.

О конкретных примерах деятельности по популяризации науки и о том, достаточно ли того, что сейчас делается, для распространения знаний о мире, мы поговорим в следующей части.