Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Образование и библиотеки через 10 лет: обзор исследований

Какие изменения ожидают нас в сферах образования и библиотечного дела в ближайшие годы? Прогнозы от зарубежных научных организаций.

Информационное поведение будущих исследователей:
Ян Роуландс по поручению JISC и Британской библиотеки

Специалисты Объединенного комитета информационных систем JISC задались вопросом, действительно ли поколение Google — рожденное после создания Всемирной сети и не знавшее мира без Интернета — значительно отличается в своих когнитивных способностях от предыдущих поколений. И пришли к неоднозначным выводам. Один из них — Интернет стирает возрастные границы. Потребность в постоянном интернет-трафике, регулярный просмотр и пролистывание онлайн, поиск конкретного ответа, а не источника информации стало нормой для всех, независимо от поколения.

Но некоторые отличия все-таки есть. Одной из особенностей современных подростков исследователи назвали более развитые навыки параллельной, а не последовательной обработки информации. Из минусов — легкий доступ к информации препятствует творческому и независимому мышлению, провоцирует мышление по принципу copy-past. То, что сегодняшние подростки обладают высокими техническими навыками и едва ли не врожденной информационной грамотностью — это, по мнению команды JISC, миф, причем опасный для самой молодежи. Основная проблема — в слепом доверии к поисковым машинам, подросткам трудно оценивать достоверность и релевантность информации, они испытывают сложности в точном подборе ключевых слов, зачастую разговаривают с поисковиком посредством бытовых фраз. В то время как старшие пользователи сети легко определяют надежность информации, мгновенно перепроверяя ее на различных сайтах, подрастающее поколение мало интересуется авторитетностью источников. В большинстве своем подростки не знают о предоставляемом библиотеками контенте, а любые барьеры (оплата, регистрация) оказываются слишком высоки. При этом сами они не осознают существования проблемы: теряясь в море информации, не ощущают своей потребности в проводнике.

Исследователи JISC считают, что в будущем единственно эффективной стратегией для библиотек будет интеграция библиотечного контента с коммерческими поисковиками и оформление библиотечных интерфейсов в простой и стандартизированной манере. И главное — библиотеки должны громко заявить о недостатке информационной грамотности и о том, что навыкам работы с информацией необходимо учиться. Нужно позиционировать библиотекаря как информационного гида-специалиста, а библиотеку как надежное хранилище информации.

Будущее научных библиотек в условиях открытого доступа:
отчет издательства SAGE и Британской библиотеки

По прогнозам, от 15 до 50% научных журналов в ближайшие 10 лет перейдут в открытый доступ. Эта цифра напрямую зависит от решений, которые будут приняты на государственном уровне. Ожидается, что между дисциплинами сохранятся значительные отличия в числе открытых публикаций — наиболее «открытой» наукой останется медицина: именно по медицинской тематике выходит большая часть открытых публикаций. В гуманитарных и социальных науках значительную роль будут играть монографии в открытом доступе.

Ключевое преимущество Open access — доступность научных текстов. При этом сами исследователи могут предвзято относиться к открытому доступу: среди ученых по-прежнему существует сильное недоверие к нему, даже несмотря на прямое требование научных фондов следовать этой модели.

По мере развития Open access будет уменьшаться значение отдельных библиотечных коллекций, но общие умения и опыт библиотекаря останутся по-прежнему важными. Скорее всего, пользователи будут предпочитать внешние поисковые машины библиотечным каталогам. По этой причине управление метаданными контента в веб-масштабе — решающий момент, который определит видимость и «находимость» открытых материалов в сети. Создание и управление коллекциями будет происходить на уровне всей сети, а не на уровне отдельной организации. Библиотеки станут все более активно сотрудничать друг с другом и делиться предоставляемыми сервисами. Отдельная библиотека будет в большей степени оцениваться скорее по качеству предоставления услуг, а не по объему своей коллекции; тем не менее, каждая библиотека может добавить ценность оцифровыванием своих уникальных коллекций. В целом, фокус внимания переместится от библиотеки как хранилища информации к библиотекарю как информационному проводнику.

Новые технологии в образовании:
отчет NMC

Интернациональное сообщество специалистов в области образовательных технологий NMC (New Media Consortium) регулярно публикует свои прогнозы на следующие 1-5 лет. В центре внимания экспертов NMC — внедрение новейших технологий в образование и вызванные их влиянием трансформации в образовательной сфере. На ближайшие годы они назвали такие тренды в развитии образовательных технологий.

Один из важнейших — геймификация. Компьютерные игры вошли в нашу жизнь в начале 1980-х годов, с того времени в обществе укоренилось предвзятое к ним отношение: считается, что они уводят от реальности и негативно влияют на интеллект. Но современные специалисты в образовании призывают взглянуть на компьютерные игры под иным углом. Они могут развивать критическое мышление, информационную грамотность и даже навыки социализации — все это могло бы служить педагогическим целям. Созданные по материалам курса, образовательные игры дают свежий взгляд на изучаемый материал и позволяют по-новому вовлекаться в содержание, открывая в нем тонкие и сложные нюансы.

Примерами удачных экспериментов с компьютерными играми могут послужить созданная Стэнфордским университетом игра Septris, которая учит будущих врачей и медсестер диагностировать и лечить сепсис, или игра для студентов-историков и археологов Ikariam, воссоздающая жизнь в древних цивилизациях. Единственная трудность в создании образовательных игр — представить изучаемый материал так, чтобы он стал естественной частью игры. Только поэтому геймификация в образовании дело относительно неблизкого будущего.

Еще одна знаковая тенденция — использование возможностей Интернета вещей (Internet of things) в образовательной сфере. Интернет вещей — следующая ступень развития интеллектуальных устройств, стирающая грань между физическим миром и цифровой информацией. Способности умных устройств, уникально идентифицированных и подключенных к мировой сети, становятся обширней с каждым годом. Последняя версия протокола IP значительно расширила адресное интернет-пространство, сделав возможным провести линию практически к любому объекту и использовать Интернет для мониторинга за его состоянием.

Первыми эти преимущества оценили научные лаборатории. Раньше они делились друг с другом дорогостоящим экспериментальным оборудованием, а теперь возможности удаленного наблюдения фактически делают возможным совместное проведение лабораторных экспериментов посредством Интернета. А факультеты истории, антропологии, биологии получают постоянное окно в мир изучаемых объектов и возможность непрерывного наблюдения в режиме реального времени.

Цифровые технологии позволяют вывести на новый уровень и учебную аналитику (learning analytics). Сама по себе идея не нова: преподаватели всегда оценивали учебный прогресс через выполнение контрольных заданий, наблюдение за поведением и посещаемостью учеников. Обучение онлайн позволяет привлекать к этим целям новые технические возможности. Специальные программы могут оценивать поведение пользователей на сайте: как и сколько времени студент посвятил работе с учебным материалом, и получать информацию из открытых источников, напрямую не связанную с обучением (активность в соцсетях, общение на форумах). Это дает возможность нарисовать тонкую и подробную картину того, как происходит обучение, спрогнозировать возможные проблемы и настроить учебный курс на потребности каждого студента (персонификация образования — один из глобальных трендов в наступившем веке).

В настоящий момент учебная аналитика строится как на базе общих аналитических программ (таких как Mixpanel), так и специально созданных для педагогических целей (Socrato, SNAPP), однако по-настоящему эффективные инструменты еще ждут своего часа.

Материалы по теме:

Библиотека им. М. Ю. Лермонтова: преображение в цифровую эпоху

Библиотека им. М. Ю. Лермонтова: преображение в цифровую эпоху
Катерина Андрианова, пресс-секретарь МЦБС им. М. Ю. Лермонтова

Вопреки ожиданиям, что время печатных книг и библиотек подходит к концу, библиотеки переживают впечатляющие метаморфозы. Кажется, вызовы цифрового времени пошли им только на пользу. Библиотека им. М. Ю. Лермонтова в Санкт-Петербурге, прошедшая через недавнюю реконструкцию, рассказала о том, как сейчас обстоят дела, и поделилась своим видением места и роли библиотек в цифровом веке.

Как Открытый доступ повлияет на будущее университетских библиотекарей?

Как Открытый доступ повлияет на будущее университетских библиотекарей?
Стефен Барр, президент издательства SAGE, исполнительный директор британского представительства SAGE

По различным оценкам, от 15% до 50% научных журналов в ближайшие 10 лет перейдут на модель Open access. За круглым столом, организованным SAGE (одним из ведущих в мире академических издательств) и Британской библиотекой, представители профессионального сообщества задались вопросом: какие умения и опыт должны будут приобрести библиотекари будущего, чтобы соответствовать требованиям времени?

Нужны ли библиотеки в цифровую эпоху?

Нужны ли библиотеки в цифровую эпоху?

«Где знание, которое мы потеряли в сведениях?», – такая цитата Томаса Элиота предваряет рассуждения о цифровом мире Кристофера Фарли – американского актера и комика, который в студенчестве работал библиотекарем.