Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Новые смыслы и ценности образования: разбираемся с государственными инициативами и потребностями рынка труда

Меняется все: мода, эпоха, сам человек. Подход к образованию тоже меняется: это неизбежное свидетельство влияния технологического развития, информационной свободы и гуманистических тенденций. В настоящий момент ценностный компонент системы образования обновляется, и в этом, быть может, еще пока неоперившемся птенце видна стать будущей взрослой гордой птицы.

 

До тех пор пока формирование смыслов и ценностей еще не закончено, мы как исследователи можем наблюдать за процессом. Когда же он завершится, останется только всплеснуть руками: и когда все так успело измениться?.. А вот в наше время!..

На самом деле,  мы вас дезориентировали, читатель. Речь пойдет не только о государственных инициативах и потребностях будущих работодателей для нынешних школьников и студентов, но и о вещах более концептуальных и комплексных — о среде, поиске своего места в профессиональном сообществе, об изменении парадигмы образования.

Если раньше устоявшейся была концепция «образование для жизни», то сейчас она трансформировалась в концепцию «непрерывное образование для жизни».

И действительно: сейчас меньше внимания уделяется документам об образовании, больше — приобретенным навыкам и компетенциям, необходимое количество которых для реальной работы несоизмеримо больше, чем объем знаний, с которым выпускается вчерашний студент из большинства вузов.

О чем это говорит? О том ли, что плохо учат?..

Пожалуй, правильнее будет сказать, что учат-то, может, и неплохо — но не с той скоростью.

Сейчас так быстро меняется профессиональная среда. Одни профессии — event-менеджер, сторизмейкер, специалист по научной коммуникации, педагогический дизайнер, продюсер онлайн-курсов, коуч, разработчик нейронных сетей и т. п. — возникают; другие — стенографист, например, или турагент — постепенно становятся менее востребованными; третьи обновляются и развиваются, как в случае с деятельностью архивариуса или библиотекаря, а значит, требуют дообучения и постоянного повышения квалификации.

Не всему этому учат в вузе. Но тому, чему учат, необходимо учить иначе, чутко реагировать на внешние изменения. Негибкая и неповоротливая система под названием «Университет» не успевает вовремя откликнуться на запросы работодателей, которые надеются на высококвалифицированные кадры для своих компаний и производств, и не сразу способна услышать пожелания студентов, которые не готовы больше сидеть на монотонных лекциях «для галочки».

Найти баланс между созданием условий для раскрытия каждого человека и одновременным удовлетворением запроса общества и экономики — вот та задача, решением которой предстоит заниматься системе образования. Поиск этого решения влечет за собой трансформацию всей отрасли. конструирование новой педагогики, формирование новых подходов к обучению.

Так происходит переход от роли транслятора знаний к роли тьютора и наставника, актуальный для тех, кто учит. И повышается ценность педагогов, умеющих направлять, а не давать готовые ответы, способных создавать условия для развития, обучения и личностного роста студентов, а не просто требовать этого от них.

Так происходит переход от знаниево-ориентированной модели к ценностной, актуальной для тех, кто учится сам. И все большее значение приобретает вопрос мотивации студентов, их готовности нести ответственность за собственный выбор: профессии, вуза, педагога, образовательной траектории, расписания дня — всего, что до него выбирали сначала родители, а потом и сам вуз.

Так происходит переход от «дома знаний» к «клубу единомышленников», актуальный для самой образовательной организации. Отношение к вузу меняется: ярлык косной системы и бесполезных лекций, уже когда-то  наклеенный, необходимо заменить наклеенным поверх, но не ярлыком, а  знаменем —  «связи, контакты, возможности развития, благотворная среда, персонализированный подход».

Последний аспект, связанный с изменением позиции и авторитета университета, традиционно наводит на мысль: а какую роль молодое поколение отводит образовательному процессу в построении успешной траектории развития, ценится ли вообще сейчас вузовское образование?

Начнем с того, что у вузов уже давно появился конкурент, который сейчас становится все сильнее, и имя ему — СПО. Статистика показывает: в 2020 году половина девятиклассников и каждый пятый одиннадцатиклассник выбрали колледжи. Это больше, чем годом ранее: в 2020 году 50% девятиклассников и 20% выпускников школ стали студентами ссузов, в 2019-м — 45 и 17% соответственно. Как показывают цифры, в колледжи и техникумы в основном поступают совсем не для того, чтобы потом попасть в вуз: в университет после получения диплома СПО поступает только пятая часть выпускников — 21% в 2020 году против 31% в 2015. Одновременно с этим негативный рост показывает число поступающих в вузы после 11-го класса.

Вера Мальцева и Алексей Шабалин, эксперты НИУ ВШЭ, авторы исследования «Не-обходной маневр, или Бум спроса на среднее профессиональное образование в России», рассказывают, что такое перераспределение потоков абитуриентов между вузами и колледжами происходит уже с середины 2010‑х годов — и явно в пользу последних, то есть все больше школьников предъявляют спрос на среднее профессиональное образование и все меньше хотят поступать в университеты.

Почему так происходит? Выбор послешкольной образовательной траектории тесно связан с социально-экономическим положением семьи, поэтому изменение паттернов образовательных переходов может быть индикатором как перемен в системе образования, так и сдвигов в социально-экономической ситуации в стране в целом. Действительно, во многих колледжах проще поступить на бюджет, а стоимость обучения на платной основе в 1,5−2 раза ниже, чем в университете.

Еще один значимый фактор — ЕГЭ: поступление в колледж является одним из немногих способов не сдавать экзамен. Кроме того, абитуриенты переживают по поводу будущего трудоустройства — и выпускникам учреждений СПО в этом вопросе как будто бы легче: кажется, что найти работу парикмахеру, медсестре, слесарю или повару проще, чем историку или физику-ядерщику.

Для экономической системы выпускники СПО как будто бы тоже более «выгодны»: срок обучения короче, а на выходе можно получить необходимых для компании или производства специалистов, которые всегда востребованы. 

Авторитет вуза подрывает не только экономические факторы и особенности подготовки специалистов ВО и СПО, но и такой «выталкивающий» фактор со стороны общего и высшего образования, как снижение ценности диплома вуза для молодежи в условиях трансформаций на рынке труда. Мы уже говорили об этом немного выше: при приеме на работу теперь всем меньше смотрят на диплом и все больше — на человека.

Эти тенденции ощутимы для самих студентов. Их картина мира также видоизменяется: мало кто готов тратить годы жизни ради получения корочек, особенно когда они не гарантируют трудоустройства, о чем уже знают и сами абитуриенты, и их родители. 

При этом те, кто все-таки выбирают вузы, делают это с большей требовательностью. Действительно, кому нужна говорящая голова в аудитории в 2021 году, когда существуют и проекторы, и онлайн-курсы, и интерактивные доски, и возможности организаций тематических выездных школ, и онлайн-симуляторы?.. Поэтому работа преподавателя увеличивается многократно, как и обостряется необходимость учиться уже ему самому: не просто печатать в Word или отвечать на электронные письма, но и работать с электронными библиотеками, делать эстетически и методологически выверенные презентации, снимать и монтировать видеоролики, осваивать платформы для онлайн-курсов и самые разные цифровые инструменты: от виртуальных лабораторий до сетевых игр.

Такой квалифицированный педагог уже не может повысить только лишь свою технологическую грамотность без повышения методической и преподавательской квалификации. В новых условиях пышным цветом цветут идеи педагогического дизайна, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий и совершенно иного отношения к студентам. На первый план все чаще в качестве вопроса к квалификации студента должно звучать не «что?», а «как?». Так понимание внутренних процессов и механизмов изучаемых явлений, которое, впрочем, всегда ценилось, сегодня остро необходимо и значит гораздо больше, чем похороненная в студенческих головах энциклопедическая информация, которую можно легко загуглить. Да и сам преподаватель сегодня — это скорее наставник в процессе получения знаний, чем их выразитель с непререкаемым авторитетом.

Попытка приблизиться к этой новой модели взаимодействия педагога и студента уже есть: это формирование индивидуальных образовательных траекторий, или ИОТ. Мы уже писали о том, почему реализовать эту идею сложно, но необходимо, вот здесь.

Ныне же это не просто вопрос к обсуждению, а, пожалуй, единственно возможный способ сделать привлекательным высшее (и не только) образование для современного студента с его четко артикулируемыми запросами к себе  и миру вокруг него.