Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Новые медиа: лонгриды и геймификация?

Как меняется язык современных медиа? Правда ли, что сегодняшние читатели разучились читать, а длинный текст исчезает? Придут ли ему на смену истории, рассказанные в играх, тестах, гифках и других элементах геймификации? Издатели и редакторы интернет-изданий «Бумага», «Собака.ru» и «Медуза» поделились некоторыми соображениями...

Геймификация. Электронные медиа, погруженные в море конкурирующих стимулов, находятся в постоянной борьбе за внимание читателя, но в то же время, обладают множеством новых способов рассказывать и визуализировать свои истории. На сайте интернет-газеты «Медуза» есть целая рубрика под названием «Игры», в которой можно найти и тесты, и небольшие остроумные игры, созданные по мотивам актуальных новостей. Возможно ли, что за геймификацией — будущее медийного текста?

Илья Красильщик, издатель интернет-журнала «Медуза»: Наша задача — рассказывать истории, собрать фактуру и выдать ее как некую историю. И то и другое можно сделать разными способами. Можно рассказать интересную историю с неожиданной фактурой, с очень серьезным «ресерчем», а потом превратить ее в материал на гифках, например. Такое редко случается, но в принципе, это возможно. Точно также игрой может стать вещь, которая имеет под собой серьезную журналистскую работу. Все это сторителлинг. Бывает, что историю интересно рассказать с помощью игры или теста, иногда таким образом можно оживить скучную или неинтересную информацию, чтобы ее прочитали. Некоторые вещи можно превратить в тесты и таким образом вовлечь больше людей во взаимодействие с контентом.

Но использование игровых элементов — это вопрос ресурсов. Казалось бы, если есть интересная тема, можно придумать и игру. Но нужно ответить себе на вопрос: сколько времени мы будем ее делать? Действительно, если игра попала в информационный повод, она круто «заходит» аудитории. Однако очень мало игр, особенно жанровых, можно сделать за пару часов. А у информационного повода есть свойство уходить. Многие темы сегодня интересны, а завтра не интересны совсем. Можно надорваться, сделав игру, на которую требуется неделя, за сутки…, но информационный повод не рассматривает наши усилия: он взял и ушел. Всегда нужно спрашивать себя: можем мы это сделать или нет? Если окажется, что можем, это здорово: сработает интерес к информационному поводу и неожиданный способ о нем рассказать. Но бывает, опоздал немного, и вся работа группы: редактора, дизайнера, — потрачена впустую, а опоздать легко. Чтобы делать игры, придется тратить на это значительное количество денег, потому что нужны люди, которые этим будут заниматься.

Лонгриды. Конец эпохи длинного текста предсказывают давно и не без оснований, писатели-фантасты предполагали, что он произойдет уже в наше время. И, казалось бы, все к тому: социальные сети приучили нас поглощать тонны несвязанной информации крошечными порциями, а объемные сложные тексты, требующие глубокого погружения и сосредоточения, теперь мало кому под силу. Но действительно ли это так? Как ни странно, многие читатели демонстрируют запрос от обратного: обесценивают краткую, упрощенную форму, к которой стремятся многие медиа, а за длинные аналитические тексты даже выказывают готовность платить…

Кирилл Артеменко, редактор и сооснователь интернет-газеты «Бумага»: Сколько абзацев лонгрида я могу прочитать? Я читаю сколько угодно, если меня текст захватил и кажется чем-то выдающимся. Хотя текстов, которые написаны так, что их хочется читать внимательно и подробно, не очень много, максимум несколько в неделю. Большинство, конечно, читаю фотографически и по диагонали, выхватывая оттуда информацию, которая кажется мне любопытной.

Михаил Стацюк, главный редактор сайта «Собака.ru»: Наш журнал существует как печатное и электронное издание, поэтому иногда печатный контент перед публикацией на сайте разбивается на несколько разных постов, каждый в свое время в своем разделе, а иногда и наоборот — собираем воедино маленькие части из журнала. Лонгриды мы используем для решения маркетинговых задач — это один из форматов, который мы продаем заказчикам. Но, поскольку мы лайфстайл-издание, то редакционные лонгриды рассматриваем и с визуальной точки зрения — их всегда сопровождает серьезная работа фотографа.

Илья Красильщик, издатель интернет-журнала «Медуза»: Сколько абзацев я или читатель «Медузы» можем прочитать, так вопрос точно не стоит. Читаем, пока интересно. Проблемы с длинными текстами (которые якобы не читают) не существует, она надуманная. Когда тексты интересны и нужны, они читаются; если история заслуживает того, чтобы быть рассказанной в 10 тыс. знаков, даже в 30 тыс. знаков, она дочитывается до конца. Наши метрики показывают, что на интересном тексте, заслуживающем своего объема, 100 тыс. человек могут провести по 20 минут. Очевидно, что проблемы нет. Мне кажется, ни через десять, ни через тридцать лет длинные тексты никуда не уйдут, просто они все чаще и в большей степени будут меняться внешне. Какова оптимальная длина текста для прочтения — некорректный вопрос. Все зависит от того, какую историю рассказывать, а есть истории, которые нужно рассказывать долго, в том числе и с помощью картинок, видео, подкастов.

Материалы по теме:

Вячеслав Петряков: «Отдаленные перспективы учебной книги видятся оптимистичными»

Вячеслав Петряков: «Отдаленные перспективы учебной книги видятся оптимистичными»
Вячеслав Петряков, генеральный директор издательства «Флинта»

Образовательная литература сегодня находится в двойственной ситуации: тиражи печатных книг падают, однако расширяется их ассортимент, а роль электронных продаж все возрастает. О том, как удается находить баланс между печатными и электронными изданиями и поводах для оптимизма, мы поговорили с Вячеславом Петряковым, генеральным директором издательства учебной литературы «Флинта».

Геймификация обучения: как наладить обратную связь?

Геймификация обучения: как наладить обратную связь?

Один из основных минусов онлайн-обучения — невысокая мотивированность студентов, например, на знаменитой платформе Coursera обучение не заканчивают до 95% слушателей. Причиной низкой вовлеченности студентов специалисты e-learning называют недостаток общения и обратной связи. Какие же инструменты и средства коммуникации позволяют сделать взаимодействие в онлайн-среде живым и эффективным для слушателей?

Глубокое чтение: погружение в книгу

Глубокое чтение: погружение в книгу
Оксана Ахметова, сказкотерапевт, ассистент Международного Института Комплексной Сказкотерапии, Санкт-Петербург

Чтение — часть психологической культуры. Цифровые технологии радикально изменили нашу культуру чтения. На смену глубокому чтению-погружению в текст печатной книги пришла привычка к интернет-серфингу, простому считыванию слов с экрана. Задумывались ли мы, что по своей природе эти состояния глубоко различны?