Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Научные парки: коммерциализация идей и рост наукометрических индексов

Перевод инновационных идей из академической среды в промышленность — сегодня одна из самых обсуждаемых тем в высшем образовании. Как устроена производственная цепочка, которая приводит к коммерциализации знаний? — этим вопросом задались на Неделе наукоемких технологий-2016 в Санкт-Петербурге. Также важное следствие деятельности научных парков — повышение уровня научных публикаций.

Для чего существуют научные парки?

Инновационное развитие и коммерциализация инноваций — одна из основных задач, которая в настоящий момент ставится перед вузами. И это отдельный вид деятельности, который устроен иначе, нежели традиционная наука и образование. В чем суть университетского технопарка? «Помочь генераторам идей, будь то университеты или отдельные команды, в том числе и международные, выйти на своего конечного потребителя, — ответила Елена Гаврилова, и. о. директора бизнес-инкубатора университета ИТМО. — Основная задача — реализовать те разработки, которые создаются на базе университета».

9 уровней готовности технологий

Шкала уровней готовности технологий подразумевает 9 уровней: от появления ранней фундаментальной идеи до того момента, когда изделие соскакивает с конвейера. «Сложность в том, — пояснил Игорь Рождественский, директор бизнес-инкубатора „Ингрия“, — что вуз способен обеспечить лишь первые три уровня: сформировать идею, доказать, что она будет работать, провести предварительные исследование и, возможно, сделать прототип. Тогда как большая индустрия (а сфера новых технологий работает именно с большой индустрией, а не в открытый рынок) готова реализовывать идеи, лишь начиная с шестого уровня готовности. Нельзя недооценивать эту проблему. Технопарки — способ закрыть этот пробел».

Баланс между теоретическим и экспериментальным

«В технопарке теория непосредственно встречается с практикой, — рассказал Алексей Щеколдин, заведующий лабораторией ФабЛаб технопарка университета ИТМО. — На территории нашего технопарка действуют пять международных лабораторий. Исследования, которые в них проводятся, не являются сугубо теоретическими: многие проекты развиваются до конечного продукта. Наша задача — полностью курировать проекты, развивать их не только в формате исследований, но и поощрять дальнейший выход на рынок. Важный момент: лаборатории не только ведут научную деятельность за закрытыми дверями, но и публикуются в журналах, индексированных в Scopus и Web of science, имеют хороший индекс Хирша».

Публикации высокого уровня

Научные публикации — важный индикатор деятельности научного парка. Поднять эффективность исследований и качество статей — одна из основных задач технопарка и входящих в него ресурсных центров. Научные парки позволяют создавать статьи на более высоком уровне и пройти строгую процедуру рецензирования, которой подвергаются статьи в журналах с высоким импакт-фактором. Олег Грунский, директор Ресурсного центра «Рентгенодифракционные методы исследования» Научного парка СПбГУ, привел пример: если статья о синтезе нового соединения в отечественном журнале среднего уровня будет опубликована без дополнительных вопросов, то, например, для журнала Angewandte Chemie («Прикладная химия»), имеющем максимальный импакт-фактор среди журналов в области химии, мало представить интересное соединение и методику синтеза: рецензенты потребуют привести обширную доказательную базу. «Статья отсеивается, если возникает подозрение, что в ней содержится неполностью достоверная информация, либо журнал считает, что научная работа не доведена до того уровня, когда он сможет ее опубликовать», — сказал он. Игорь Рождественский отметил, что научные парки позволяют провести исследование на качественно ином уровне, «„на кончике иглы“ современного оборудования» и, соответственно, опубликоваться в журнале с большим авторитетом и импакт-фактором.

Высококлассные приборы

Узкоспециализированное оборудование — одна из причин, по которой нужны такие специализированные центры. «Приборы такого класса, которые находятся в научном парке СПбГУ, редки и чрезвычайно дороги, — сказал Олег Грунский. — В пределах нашей страны такое оборудование будет загружено лишь в том случае, если таких аппаратов будут единицы или десятки, и на них будут работать чрезвычайно квалифицированные сотрудники, которые способны понимать все те эффекты, которые эти приборы показывают». Именно высококлассное оборудование научных парков позволяет вывести исследования на международный уровень. «Чем выше импакт-фактор журнала, тем больше вопросов задают рецензенты, — дополнил Алексей Щеколдин. — Когда вы подаете статью в журнал, индексируемый в Scopus, один из важнейших факторов ее оценки — научная актуальность. Поэтому наша задача — ориентироваться на глобальные вызовы и мировые проблемы и стараться их решить».

Рост наукометрической статистики

Участники конференции отметили и рост наукометрических показателей вузов: наличие ресурсного центра существенно повысило количество научных статей и уровень их цитирования. Артем Рыбкин, директор Ресурсного центра «Физические методы исследования поверхности» СПбГУ поделился статистикой университета по научным статьям: если в 2014 году были опубликованы 321 статья, аффилированных в СПбГУ, то в 2015 — уже 718 публикаций, в базах данных WOS и Scopus, — налицо хорошая динамика.

Материалы по теме:

Makerspace: урок труда в библиотеке

Makerspace: урок труда в библиотеке
Будимир Ворошилов, куратор проекта МЦБС им. М. Ю. Лермонтова «Открытые мастерские», Санкт-Петербург

В библиотеках мира набирает силу движение makerspace — создаются пространства «сделай сам». Одна из целей организации таких пространств в библиотеках — развивать креативное начало пользователей, превратить потребителей в создателей. Проект «Открытые мастерские», организованный на базе библиотеки "Лиговская" (МЦБС им. М. Ю. Лермонтова) в Санкт-Петербурге — о том, почему библиотеки оказались подходящей площадкой и каковы перспективы у этого модного поветрия.

Национальная платформа открытого образования: лицом к регионам

Национальная платформа открытого образования: лицом к регионам
Светлана Калмыкова, кандидат педагогических наук, начальник отдела мониторинга науки и образования Центра мониторинга науки и образования СПбПУ (Политех)

В России начала свою работу Национальная платформа открытого образования. Самые престижные отечественные вузы будут бесплатно обучать всех желающих онлайн и выдавать сертификаты успешно прошедшим тестирование. Как изменит будущее российского образования эта масштабная обучающая технология? Мы задали несколько животрепещущих вопросов представителям Политехнического университета.

Онлайн-курсы — инструмент образовательного маркетинга

Онлайн-курсы — инструмент образовательного маркетинга
Яков Сомов, руководитель проекта «Лекториум»

Культура обучения в обществе меняется. Массовые онлайн-курсы, хотя и не заменяют очного образования, но создают новые возможности для достижения образовательных целей. «Если вуз хочет набрать на первый курс много мотивированных студентов, он будет делать массовый онлайн-курс», — уверены на портале Лекториум.