Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Надолго или навсегда? Дистанционное обучение в вузах

С начала пандемии COVID-19 система высшего образования серьезно перестроилась. Переход на дистанционное обучение — новая реальность, с которой вузы уже неоднократно соприкасались за последние два года, все больше адаптируясь под ее реалии. Как изменилось отношение преподавателей и студентов к дистанционному обучению, как долго этот формат будет использоваться в отечественных вузах?

 

Актуальная ситуация

За первые три месяца 2022 года российские вузы были вынуждены переходить от дистанционного обучения к очному и смешанному — и обратно.  Выбор формата зависел от эпидемиологической обстановки в вузе и регионе, а также от распоряжения региональных властей.

Так, на дистант перевели своих студентов в начале февраля Финансовый университет при Правительстве РФ, РУДН, СПбГУ, а НИУ ВШЭ и МФТИ учатся офлайн. Ряд вузов выступают за смешанное обучение: МГУ, МИФИ и РЭУ им. Плеханова, причем право выбора формата есть и у самих студентов.

«Острая» фаза перехода на удаленный и смешанный режим была 1,5 года назад, однако до сих пор сохраняются организационные и коммуникационные трудности и ведутся дискуссии об эффективности такого обучения. Так, ректор Университета управления «ТИСБИ» Алексей Лопатин в интервью порталу «Ректор говорит» рассказывал, что цифровизация высшего образования является в лучшем случае его автоматизацией. «С приходом пандемии мы не увидели настоящего развития цифрового образования. Мы увидели мучительную смерть аналогового образования», — считает ректор.

Качество обучения — главная тема для дискуссий, но не единственная. Вынужденный переход в цифровое пространство рождает множество вопросов. Можно ли без личного присутствия в аудитории передать студенту знания, привить ему любовь к предмету, сформировать у него необходимые навыки? Как осуществлять учебную и личную коммуникацию в новых условиях? Сопоставимы ли онлайн-занятия с обучением в традиционной классно-урочной форме? Как оценивать работу преподавателей и стоимость семестра для студента?..

Однако все эти вопросы уместно задавать, когда переход уже совершен. Даже сейчас утверждать, что процесс трансформации отрасли и переориентирования на удаленный формат завершен, удается с трудом: опыт стремительного перехода на дистант есть, а системности — нет.

Причины и следствия 

Во многом дискомфорт связан с недостаточным техническим оснащением и с отсутствием необходимых цифровых навыков у преподавателей и студентов. Еще в 2019 году НИУ ВШЭ проводила опрос преподавательского сообщества, в результате которого оказалось, что сами педагоги оценивают свой уровень владения дистанционными технологиями как недостаточный (3,2 балла из 5). Каждый четвертый из списка опрошенных на тот момент ни разу за последние 3 года не использовал сервисы удаленной видеосвязи и не проводил вебинары. Сейчас, разумеется, цифры изменились — но достаточно ли повысился уровень использования цифровых сервисов и инструментов?..

«Онлайн-образование и нынешняя экстренная коммуникация преподавателей со студентами — совершенно разные вещи,считает Нурлан Киясов, директор EdCrunch University НИТУ МИСиС. — Пандемия коронавируса вынудила вузы переходить на дистанционное обучение. Но происходящее сегодня можно назвать экстренной доставкой контента слушателям в условиях самоизоляции».

По всей видимости, это мнение разделяют и студенческие массы: в мае 2020 года проводился опрос среди 5 тысяч студентов с целью определить, как они оценивают качество обучения в новых цифровых реалиях. Среди основных проблем, выделенных в результате опроса, можно назвать частоту и качество обратной связи от педагога, стабильность онлайн-сервисов, с помощью которых проводятся занятия, — этим недовольны практически 60% опрошенных. 

С какими еще трудностями сталкиваются студенты вузов? Это вопросы цифровой этики и цифровой коммуникации, одиночество и отсутствие личного пространства дома для обучения. На диаграмме ниже приведены сравнительные результаты опроса студентов в мае и марте 2020 года. На графике видно, как за два месяца обострилась ситуация: накопилась усталость, приблизилась сессия.

Что любопытно, даже несмотря на эти и другие трудности, 60% студентов заявили, что готовы продолжать онлайн-обучение. Практически такой же процент преподавателей, напротив, не согласны полностью переходить на дистант.

В действительности вынужденный переход на дистант в вузах не совсем соответствует истинному онлайн-обучению. В разработке программ обучения для онлайн-сферы участвуют специальные методисты и педагогические дизайнеры, сами курсы тестируются и корректируются. Кроме того, значительное внимание уделяется оформлению контентной части: съемкой и монтажом видео занимаются профессионалы, структура и текстовое наполнение учебных материалов составляют эксперты вместе с профессиональными редакторами, иллюстративным материалом занимаются дизайнеры. Само обучение построено таким образом, чтобы студент постоянно был вовлечен и развивал самые разные компетенции: педагог использует аудио- и видеоматериалы, цифровые сервисы для одновременной работы, игровые технологии и инструменты.

Разумеется, преподавателю, который остался один на один со своим рабочим расписанием и несколькими студенческими группами в разгар семестра, совершенно некогда занимается всем этим. Но без этих усилий со стороны вузов о переходе к онлайн-обучению говорить не приходится: пока что это традиционная классно-урочная форма, те же самые лекции с «говорящей головой», только «голова» теперь не в аудитории за кафедрой, а на экране студенческого ноутбука или смартфона.

Дистанционное обучение надолго

Многие преподаватели и ученые высказываются за сохранение аудиторных занятий, считая, что переход полностью на дистант невозможен и даже губителен для всей сферы. Но не стоит забывать, что вызваны эти изменения  в первую очередь внешними факторами — эпидемиологической обстановкой, о которой мы говорили в начале статьи. Поэтому, пока ситуация с коронавирусом не стабилизируется, строить долговременные прогнозы на развитие отрасли высшего образования очень непросто.

Уже сейчас понятно, что протестированный в стрессовых условиях формат удаленного обучения — это вполне рабочий вариант, хоть и не идеальный. Скорее всего, дистанционное обучение и смешанный формат с нами надолго: после продолжительного периода жизни на удаленке сложно забыть о тех преимуществах обучения в онлайне, которые для себя открыли студенты. Так, Владимир Абашев, заведующий кафедрой журналистики филологического факультета ПГНИУ, профессор, считает, что для многих студентов плюсы перевешивают минусы: «Сейчас многие студенты совмещают учебу с работой и не всегда могут посещать очные занятия, а на онлайн-платформе можно обучаться в удобное время». 

Ускорение позитивных преобразований

Что могло бы действительно форсировать развитие онлайн-образования и привести к положительным изменениям в обучении? Выделим 6 главных тезисов.

Реализация каждого из этих пунктов, в том числе поддержка педагогов (как материальная, так и психологическая, конструирование положительного образа профессии) — весомый аргумент в пользу онлайн-обучения. Тогда, вероятно, даже если период дистанционного обучения в вузах будет долгим, его удастся преодолеть с наименьшими потерями.