Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Масштабные технологические задачи предстоит решать на вузовских площадках

Одиннадцатый съезд Российского союза ректоров сформулировал основные векторы развития высшей школы как одной из составляющей единого образовательного пространства страны. Ведущие вузы будут активнее участвовать в развитии региональных университетов, в экспорте отечественной системы образования, в интеграции школьного и вузовского образования в науку и производство.

 

Впервые за свою 25-летнюю историю Союз ректоров российских вузов провел свой съезд, одиннадцатый по счету, за пределами Москвы. Площадкой для него был выбран Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, который в следующем году отметит 120-летие. Основателями Политеха считаются министр финансов Российской империи Сергей Юльевич Витте и великий русский химик Дмитрий Иванович Менделеев. 

По словам президента Союза ректоров страны, ректора Московского государственного университета Виктора Садовничего, XI съезд организации ставил задачу наметить план действий в ответ на вызовы, которые поставила жизнь перед высшей школой. 

В работе форума приняли участие около 600 ректоров и президентов университетов России и разных стран мира: Азербайджана, Армении, Абхазии, Белоруссии, Иордании, Ирана, Казахстана, Китая, Ливана, Приднестровья, Словении, Южной Осетии, Японии – всего около 50 зарубежных гостей. 

На пленарном заседании съезда 26 апреля выступил президент России Владимир Путин. Он обозначил задачи, стоящие перед высшей школой, которые предстоит решить новому кабинету министров «для достижения технологического прорыва, для мощного движения России вперёд». 

Перед пленарным заседанием ректоры и гости съезда работали в пяти тематических секциях, в каждой из которых участвовали от 150 до 200 человек. На них обсуждались вопросы развития единого российского образовательного пространства, роль университетов в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, взаимодействие университетов со школами и обществом, международные аспекты деятельности российских университетов. Кроме этого, прошло заседание Совета Евразийской ассоциации университетов.

Как высшая школа изменилась за четыре года

Юбилейный, десятый, съезд проходил в конце октября 2014 года также при участии президента страны, который по итогам его работы дал ряд поручений, касающихся «независимой оценки качества образования, создания национального университетского рейтинга, возможностей использования федерального имущества, закреплённого за вузами на праве оперативного управления». Также был ряд поручений, касающихся жизни университетов, деятельности спортивных клубов.

Как объявил Виктор Садовничий на съезде в Петербурге, все эти поручения выполнены.

«С нашим участием были учреждены общественные организации, российские студенческие отряды, футбольная лига, спортивные ассоциации. Мы поддерживаем сейчас важный проект волонтёрских проектов и социально значимых инициатив в нашем обществе», ― отметил ректор МГУ.

Экспорт отечественной системы образования 

Кроме этого, по его словам, расширилось число филиалов ведущих российских университетов в зарубежных странах. В 2017 году открылся первый совместный Российско-китайский университет в Шэньчжэне. Впервые открылся филиал Московского государственного университета в стране НАТО, в Словении. В 2017 году под эгидой Союза ректоров создана Ассоциация иностранных выпускников, которые остались работать и жить в России. Теперь они помогают в экспорте отечественной системы образования. 

Создано несколько международных ассоциаций: Ассоциация классических университетов России и Китайской Народной Республики, Ассоциация ведущих университетов России и Исламской Республики Иран, Ассоциация университетов России и Японии, Ассоциация университетов России и Индии. 

Московский международный рейтинг меняет правила игры

Виктор Садовничий кратко остановился на поручении, связанном с отстаиванием интересов российской системы образования, её позицией в международном масштабе.

«Российский союз ректоров разработал и создал Московский международный рейтинг «Три миссии университета». Это образование, наука и общество. Что важно? Разработав принципы оценки деятельности университетов мира, мы пригласили более 20 экспертов из разных стран. Были эксперты из Канады, Соединённых Штатов, Великобритании, Индии, Китая и других. Они изучили и поддержали наш подход», ― сообщил ректор МГУ. 

Как он отметил, отечественный рейтинг дает другую оценку российской системе образования, показывает её по-настоящему высокий уровень. 

«Московский международный рейтинг «Три миссии» уже признан в мире, он предложил свои правила игры на том поле, где до сих пор играли по другим правилам и, соответственно, присуждали другие призовые места», ― заявил Виктор Садовничий.

Как ранее писал «Либинформ», в топ-100 Московского международного рейтинга попали три российских университета: МГУ – 25 позиция, СПбГУ и Московский физико-технический институт (государственный университет) – 73 и 74 строчки рейтинга. А еще десять ― в топ-200.  

Новые поручения

В своем выступлении на съезде президент России сформулировал новые поручения для руководителей системы высшего образования страны.

Им предстоит выстроить региональные модели взаимодействия новаторов, высокотехнологичных компаний, предприятий на площадках высших учебных заведений.

«Важно, чтобы вузы, бизнес, наши академические институты объединяли свои возможности для реализации масштабных технологических задач, работали по долгосрочным приоритетным направлениям», ― убежден глава государства. 

Чтобы молодые учёные, перспективные выпускники вузов стремились работать в российской высшей школе, президент предложил создать в вузах лучшие условия для стартапов.

Новому кабинету министров, заявил на съезде президент, предстоит совместно с регионами, вузами глубоко и детально проработать все аспекты дополнительной программы строительства студенческих общежитий, современных комфортных кампусов и реализовать ее.

Он также предложил разрабатывать современные подходы к формированию единого образовательного пространства. В качестве примера привел Санкт-Петербургский национальный исследовательский академический университет РАН, которым руководит нобелевский лауреат Жорес Алфёров.

«У молодых людей должна быть возможность выстраивать собственные образовательные траектории, получать, интегрировать знания и навыки из разных областей, а для этого нам, конечно, нужно снимать границы между разными уровнями системы образования. То есть одарённый школьник, например, сможет проходить вузовскую программу, участвовать в исследованиях наряду с аспирантами, а студент колледжа ― осваивать курсы прикладного бакалавриата», ― предложил Путин.

Кроме этого, на его взгляд, вузы должны принять самое активное участие в совершенствовании программ и в работе по повышению квалификации преподавателей дошкольных учреждений, школ, колледжей, техникумов, в дальнейшем развитии дополнительного образования и профориентации, системы поиска и поддержки талантов. 

Ответы на вызовы времени

В выступлениях ректора МГУ Виктора Садовничего, который руководил работой съезда, а также ректора МГТУ им. Н.Э. Баумана Анатолия Александрова и ректора Санкт-Петербургского университета промышленных технологий и дизайна Алексея Демидова прозвучали предложения по решению поставленных задач. Последние были модераторами секций  «Роль университетов в научно-технологическом развитии Российской Федерации» и «Университеты и школа». 

Для развития региональных вузов, усиления их потенциала Союз ректоров разработал программу научно-образовательной мобильности.

«Головной университет из категории ведущих национальных исследовательских берёт обязательства по определённой тематике, актуальной для данного региона, для той отрасли профильной, которая в регионе помогает организовать в университетах соответствующие кафедры, лаборатории. Уже эти университеты, ведущие и региональные, готовят научные проекты, руководят аспирантами, создают там научную школу, научную среду, главное ― укрепляют связи с промышленностью, формируют благоприятные условия для поддержки молодых учёных, которые оканчивают местные университеты», ― пояснил суть программы Виктор Садовничий.

«Я бы назвал эту программу научно-образовательной мобильности… именем Вернадского, в честь учёного, который создавал научные школы в разных университетах тогда великой страны», ― предложил руководитель МГУ. 

Ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана Анатолий Александров предложил создать национальную систему непрерывной опережающей переподготовки инженеров с использованием распределённых, сетевых методов повышения квалификации, «цифры», удалённого доступа, онлайн курсов.

«Эти возможности есть, мы должны отстроить стройную систему. У нас ум инженера должен затачиваться постоянно, в течение всей жизни», ― не сомневается Александров.

Говоря о публикационной активности российских ученых, он особо подчеркнул, что нельзя забывать об отечественных журналах.

«Их надо дотягивать до самого высокого мирового уровня, мы должны всё для этого сделать… Может быть, мы об этом говорили, задуматься и восстановить такой единый национальный бренд ― издательский центр», ― предложил ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Ректор Санкт-Петербургского университета промышленных технологий и дизайна Алексей Демидов считает, что центры по работе с талантливой молодёжью, такие как «Сириус» или сеть технопарков «Кванториум», должны быть созданы в ближайшее время во всех регионах нашей страны.

Он предложил ввести табель о рангах наставников, подготовивших и воспитавших победителей и призёров профессиональных конкурсов и олимпиад. На его взгляд, это могло бы стимулировать их мотивацию.

«Если техникумы и колледжи в составе вузов ― давно нередкое дело, то в современных условиях резерв мы видим в развитии системы «школа – колледж – вуз»… Особое внимание необходимо уделить относительно новой форме взаимодействия университетов и школ, как предуниверсарий при вузах. Это выпускные классы школ, в которых профильным предметам обучают педагоги университетов. Это позволяет сблизить две образовательные ступени, и в этом серьёзный потенциал развития», ― полагает Алексей Демидов.

Президент в ответной речи в целом поддержал выступавших и предложил им сформулировать, что конкретно может сделать государство для реализации прозвучавших идей.

«На административном уровне, конечно, это школа, вуз, это наука – и академическая, и вузовская, но в целом в жизни, на практике, это должен быть симбиоз всех этих направлений. Школа должна вырастать в вуз, вуз должен готовить специалистов, причём и аспирантов, и кандидатов, докторов, связанных с реальной жизнью и с реальным сектором производства. И всё это должно работать вместе как единый организм. И тогда точно нас ждёт успех», ― считает президент.

 

Александр Вохмянин