Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Консорциумы: модная тенденция для вузовской среды или четко артикулируемая потребность

Актуальная тенденция в академической среде — объединение и взаимодействие учебных, научных организаций, официально закрепленное сотрудничество с предприятиями. Идея кооперации и консолидации ресурсов прослеживается еще с начала 2000-х гг., однако последнее ее яркое возвращение связано с программой «Приоритет 2030», инициированной Минобрнауки РФ. В статье мы рассматриваем понятийные, юридические, исторические и экономические основания консорциумности, а также приводим примеры существующих консорциумов, связанных с вузовской деятельностью.

 

С осени 2020 года количество консорциумов стремительно начало расти. Причина тому кроется в опубликованном проекте программы стратегического академического лидерства, разработанном Минобрнауки. Тогда — проект, сейчас — готовящаяся к запуску инициатива. В мае 2021 года этой программе в обновленном формате («Приоритет 2030») был дан старт.

Вузы, которые сразу были настроены решительно, начали активно создавать объединения, поскольку кооперация была одним из необходимых атрибутов для участия в программе и получения грантовой поддержки.

«Формирование консорциумов станет обязательным условием для участников программы лидерства, претендующих на получение одной из специальных частей гранта — для исследовательских или опорных университетов»,подчеркивал в октябре 2020 года министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.

Такое требование уже осенью вызывало опасения: вузы хотят объединить с институтами, лишить и тех, и других самостоятельности в принятии решений? Так уже к концу года пришлось уточнять, что инициатива министерства не затрагивает автономность организаций. В целом эти и другие сомнения вузов (или «фантомные страхи», как они были обозначены в СМИ) вполне могли быть связаны с расплывчатостью и нераспространенностью понятия «консорциум» в академической среде.

В первоначальном варианте программы «Приоритет 2030» (тогда еще ПСАЛ) читаем: «Межинституциональное сетевое взаимодействие, интеграция академической и университетской науки, международная кооперация с вузами и научными организациями, кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы». В программе уточняется, что речь идет о взаимодействии с другими вузами, научными медицинскими и иными организациями, осуществляющими научно-исследовательскую, образовательную, опытно-конструкторскую деятельность, и интеграции вузов  в экономику региона через взаимодействие с промышленными предприятиями, органами местного самоуправления РФ и т. д. 

Такие объединения и считаются консорциумами в рамках этой обновленной программы стратегического академического лидерства, которая нацелена на 10 лет акселерации российского образования и науки.

Однако сам термин консорциум не имеет юридических обоснований, он как формат взаимодействия разных организаций закреплен скорее традиционно.

Можно найти следующие определения консорциума (от лат. consortium — соучастие, сообщество):

При образовании консорциума входящие в него предприятия полностью сохраняют свою самостоятельность, но в части деятельности, которая касается целей консорциума, они подчиняются совместно выбранному руководству. Это могут быть Советы или другие формы организации объединенного руководства.

Идея формирования консорциумов для совместного достижения поставленных целей родилась не вчера. Она кажется логичной и понятной для достижения серьезных научных целей, когда у одной организации есть необходимое оборудование и лаборатории, у другой — возможность применения результатов экспериментов на практике, у третьей — доступ к реактивам, у четвертой — команда, у пятой — имя, а у шестой — идея. «Они [консорциумы] ориентированы на мобилизацию ресурсов всей сети, гибкую специализацию, обеспечение инновационной восприимчивости, концентрацию усилий на развитие устойчивых стратегических хозяйственных связей в рамках формирования многоукладной региональной экономики»,подчеркивала в своем интервью ректор Тюменского индустриального университета Вероника Ефремова. 

Первые академические консорциумы вузов относятся к 2000-м гг. Например,  в конце 2008 года на заседании Союза ректоров России Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского, Томский государственный университет и Южно-Уральский государственный университет подписали соглашение о создании общественной некоммерческой организации — Суперкомпьютерного консорциума университетов России. 

Разумеется, консорциумы предприятий появлялись и раньше, например, Каспийский трубопроводный консорциум, являющийся крупнейшим международным нефтетранспортным проектом с участием России, Казахстана и ведущих мировых добывающих компаний, реализуется с 1992 года.

В вузовской сфере сейчас уже сформировано значительное количество различных консорциумов, объединяющих учебные, научные организации и предприятия разных уровней и из разных регионов. 

Например: 

Можно отметить, что в основе объединений часто лежат территориальные признаки (консорциум организаций из какого-то региона) или отраслевые (консорциум по основному профилю деятельности разных организаций). Также критерием для выбора партнеров становится ориентация на конечный масштаб консорциума и число участников или конкретную цель, которую вступившие в консорциум преследуют. 

Какие результаты ставят перед собой участники подобных объединений? 

Общие цели такой кооперации можно обозначить довольно емко:

Есть и более конкретные цели, связанные непосредственно с тематической и идейной направленностью консорциума: «формирование суперкомпьютерной вычислительной сети», «создание единой цифровой среды проектирования водородных комплексов, которая объединит ученых, инженеров и всех участников производственной цепочки», «создание совместных дел прежде всего с крупными компаниями, которые являются индустриальными партнерами», «оптимизирование расходов на комплектование библиотечных фондов» и т. д. 

Несомненно, идея кооперации и взаимопомощи нужна и важна, особенно в академической и научной среде, где есть бюрократические, финансовые трудности и преграды. И все же скорость, с которой начали образовываться консорциумы с осени прошлого года, наводит на мысль о том, что это не только и не столько потребность, сколько новомодное веяние, за которым необходимо поспевать, если ты хочешь быть передовым и современным вузом, хочешь рассчитывать на получение грантовой поддержки от государства.

Узнать наверняка, так ли это или просто именно сейчас настал период консорциумности и кооперации, можно будет через несколько лет, когда программы совместного развития организаций-участников будут показывать определенные результаты. Тогда можно будет проанализировать, насколько эффективны итоги взаимодействия и действительно ли их можно было быстрее, проще и качественнее реализовать исключительно в условиях взаимодействия.

А пока — «объединяй и властвуй».