Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Как постдок-программы помогают молодым ученым начать карьеру, а ведущим российским вузам — развиваться

Главные задачи постдокторанутры (постдок-программ временного трудоустройства молодых ученых) — это кадровое обновление вузов и исследовательских институтов, рост академической мобильности и продвижение оригинальных исследовательских проектов. Корреспондент «Либинформа» Антон Козлов изучил популярные программы постдокторантуры и узнал, чем они привлекают молодых ученых,  решают ли заявленные задачи.

 

Постдокторантура и кадровый голод

Советская система, в рамках которой долгое время существовала наука, обладала определенной карьерной траекторией для молодых ученых. Каждый аспирант, защитив диссертацию и получив степень кандидата наук, мог продолжать карьеру в вузе или исследовательском институте на стартовой, но тем не менее постоянной позиции (как правило, на должности ассистента и младшего научного сотрудника). 

Кандидатская степень долгое время была универсальным пропуском в науку — своего рода билетом в жизнь для молодых ученых, однако на практике не гарантировала ни перспектив, ни академической мобильности. Кандидаты наук, как правило, становились сотрудниками тех же вузов, в которых учились и защитили диссертации. В свою очередь вузы и прочие научные институции обеспечивали молодым специалистам достаточный уровень заработка. 

Но со временем должностная структура в вузах, сохранившаяся с советских времен, перестала соответствовать экономическому устройству государства, поставив молодых ученых в заведомо проигрышное положение. Отсутствие опыта, званий и стартовая должность привели кандидатов наук на грань выживания.  Молодые кандидаты наук (PhD), устроившись в вузе, и сегодня вынуждены много преподавать, брать совмещение обязанностей, чтобы скорее получить звание (а значит, и увеличить заработок),  подчас пренебрегая исследовательскими проектами. При этом консервативная система не всегда дает опыт, необходимый для гармоничного развития карьеры. 

Молодые ученые решали проблему самостоятельно. Многие ассистенты и доценты вузов вынужденно совмещали работу в вузах и коммерческих компаниях, что также влияло на качество научной и преподавательской работы. Другие участвовали в грантовых проектах, переезжали для устройства в столичных и зарубежных вузах. 

Вероятно, поэтому с материальными трудностями в вузах нередко связывают отток молодых кадров, и, как следствие, стремительное старение коллективов, а порой и общее отставание российской науки от западной в виду искусственно складывающегося дефицита новых идей и проектов. Структура и распространенные практики высшей школы, отмечается в исследовании Высшей школы экономики, оставаясь непрозрачными, к середине 2010-х годов стимулировали кадровое старение преподавательского состава вузов.

Постдок-программы (или программы постдокторантуры), разработанные по аналогии с западными fellowship-программами в начале 2010-х годов, были призваны кардинально изменить эту ситуацию и хотя бы отчасти решить проблему, получившую в научном сообществе обобщенное название «кадрового голода». 

В 2013 году постдокторантура получила поддержку Минобра, а позже — софинансирование из грантовых средств и из государственных научных фондов. На старте проекта предполагалось, что программы постдокторантуры устроят всех участников образовательного процесса в высшей школе: молодые ученые наконец-то получат работу и достойный заработок; вуз за счет постдоков стимулирует рост публикационной активности и получит права на разработки молодых ученых, а затем сформирует кадровый резерв из числа выдающихся постдоков.  В том же году стало ясно, что выгоду из этого проекта извлекут лишь крупные научные центры и столичные вузы.

Временная работа в Высшей школе экономики

Сегодня программы постдокторантуры заявлены в 23 российских вузах. Среди них лидеры отечественного образования: пионер российского постдока СПбГУ (там постдок был открыт в 2013 году), Московский госуниверситет, исследовательские (МФТИ и МИСиС), так называемые опорные вузы, участники проекта повышения конкурентоспособности университетов «5-100». 

Высшая школа экономики за короткое время стала флагманом национального постдок-образования: программы для молодых ученых из России существуют в НИУ ВШЭ с 2018 года. Несмотря на эпидемию коронавируса исследовательский вуз не стал приостанавливать набор постдоков в 2021 году, об этом в интервью «Российской газете» рассказала проректор Вышки Мария Юдкевич. 

«Постдокторантура НИУ ВШЭ, — отмечает Юдкевич, — рассчитана на недавно защитившихся кандидатов наук и PhD из России, которые еще не имеют достаточного опыта для постоянной работы в вузах и исследовательских институциях. Эта временная ставка позволяет заниматься научно-исследовательской работой, получать при этом стипендию, числиться в штате одного из престижных университетов, приобретать важный опыт». 

Таким образом, по словам проректора, постдок становится карьерным трамплином для самых успешных молодых ученых: во время работы в Вышке (вуз заключает с постдоками «короткие контракты» на 2–3 года) они не только смогут реализовать свои проекты, но также получат навыки командной работы, необходимые для построения научной карьеры в будущем. 

Кроме того, победители нового конкурса постдоков («Способные и инициативные исследователи»), объявленного НИУ ВШЭ, получат доступ ко всем ресурсам вуза, место в общежитии, компенсацию проезда к месту обучения и зарплату — порядка 70 тысяч рублей в месяц, следует из вакансий, размещенных вузом на портале поиска работы Headhunter. 

Мария Юдкевич не говорит открыто, но и не скрывает, что постдок для Вышки — еще один способ привлечь к проектам университета талантливых молодых ученых из регионов. Тем не менее, по ее словам, всего три выпускника постдок-программы получили постоянную работу в НИУ ВШЭ, а большинство постдоков по окончании контрактов вернулись в региональные вузы или продолжили карьеру за границей.

Постдокторантура как старт международной карьеры

В российских вузах реализуются и другие, отличающиеся от принятых в Высшей школе экономики, программы постдок-образования. В частности, это международные программы, адресованные молодым ученым, заинтересованным в работе с коллегами из других стран — ряд подобных программ открыт в Санкт-Петербургском госуниверситете.

В 2020 году международный постдок был реализован совместно со Свободным университетом Берлина. Программа СПбГУ и СУБ имеет цели (мобильность, публикации, оригинальные исследования) сходные с теми, которые декларируют в Вышке. В рамках постдок-программ в СПбГУ уже работают ученые из Германии, Испании, Канады, Китая, Литвы, Марокко, Украины и Франции, сказано на сайте вуза.

Постдокторантура в СПбГУ не лишена и своих особенностей. Например, кандидатов на позиции постдоков (ассистентов-исследователей) выбирают непосредственно сотрудники вуза (их научные руководители), а для участия в конкурсе будущие постдоки должны представить не только стандартный набор документов (резюме, публикации в научных журналах из индексируемых баз Scopus и WoS, мотивационное письмо), но также оригинальные научные проекты. Известно, что формат работы международной программы СПбГУ комбинированный: постдоки могут трудиться как в Санкт-Петербурге, так и в партнерском вузе в столице Германии. 

Кроме того, университет частично компенсирует постдокам релокацию и аренду жилья в Санкт-Петербурге в том случае, если в кампусе СПбГУ нет мест для проживания. Заработок постдока госуниверситета в 2020 году составлял 60 тысяч рублей в месяц. В отличие от Высшей школы экономики, Санкт-Петербургский университет этой весной не объявлял конкурс на должности постдоков, однако сотрудники, принятые в 2020 году, продолжают свою работу.

Программы работают — проблемы остаются

У постдокторантуры есть масса достоинств. Помимо заработной платы, это возможность работать в лабораториях ведущих вузов и научных центров, расширение сети контактов, опыт командной работы по-настоящему бесценный для молодых исследователей из регионов. Однако едва ли все это решает проблему, существующую вне зависимости от структурных изменений в иерархии науки — проблему материальной обеспеченности.

Постдокторантура хоть и помогает, но не гарантирует сотруднику, заключившему «короткий контракт», продолжение работы в вузе на тех же условиях. К тому же, проекты постдоков становятся собственностью принимающих вузов, а значит дальнейшая работа над ними в региональных вузах осложняется. 

«Постдок —  это всего лишь отсрочка перед неизбежным отъездом за рубеж, — писал авторитетный портал аспирантов и докторантов “PhD в России”, анонсируя постдок-программы СПбГУ, — или вынужденной “внутренней эмиграцией” в низкооплачиваемую сферу услуг». За без малого 5 лет со дня публикации эта важная реплика ответа так и не получила.