Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Как мотивировать студентов учиться

«Для того чтобы дети и вообще люди учились сколько-нибудь усердно и эффективно, у них должна быть какая-то заинтересованность в учебе или интерес к ней», — отмечал в своей работе «Мотивы учения» выдающийся советский психолог Сергей Рубинштейн. Наш материал о том, как развивать мотивацию у студентов с учетом специфики получения высшего образования.

 

Ожидание / реальность

Мотивация к учебе, к овладению будущей профессией оказывает большое влияние на эффективность учебного процесса и в конечном итоге — на профессиональное становление студента. 

Когда абитуриент становится студентом вуза, он может быть уже мотивирован учиться. Однако уровень мотивации начинает снижаться, когда ожидания от учебы расходятся с реальностью. Это происходит из-за того, что при выборе профиля обучения многие поступающие ориентируются не на будущую специальность, а на набор наиболее интересных им в школьный период дисциплин.  

Плюс к этому от студенческой жизни многие ожидают большей, по сравнению со школой, свободы. Когда вместо воображаемой беспечной жизни и любимых со школы предметов студент сталкивается с необходимостью, во-первых, брать на себя взрослую ответственность за учебу и успеваемость, а во-вторых, погружаться в более усложненный учебный материал и процесс, у него может возникнуть ощущение разочарования. 

К этому может прибавиться осознание того, что выбор будущей профессии был сделан не вполне самостоятельно и осознанно, а был продиктован волей родителей или другими причинами. 

Для учебной мотивации все эти факторы становятся серьезным испытанием, которое может привести к разочарованию в выбранной профессии, внутренним конфликтам, нежеланию учиться дальше. 

Что мотивирует учиться

Мотивация учебной деятельности тесно связана с целями и потребностями студента. Различают следующие ее разновидности:

Ряд исследований показывает, что зарплата и социальный статус в меньшей степени служат ориентиром для учащихся, потому что в начале учебы кажутся им отдаленной перспективой. 

Опросы студентов показывают, что гораздо больше их мотивирует, особенно на первых курсах, возможность в будущем устроиться на хорошую работу и расширить за годы учебы свой круг общения.

В процессе обучения мотивация может меняться, и влияет на это ряд факторов: организация образовательного процесса в учебном заведении; индивидуальные особенности студента; субъективные особенности преподавателя; специфика дисциплины. 

Как поддерживать интерес студента к учебе?

Задача современного университета — стимулировать интерес к учебе так, чтобы ее целью стало не просто получение диплома, но прочных знаний, чтобы учение воспринималось как саморазвитие. Для этого перед учащимися в ходе учебной деятельности важно ставить понятные и воспринимаемые ими задачи — тогда они приобретут для них значимость. 

Важнейшее условие для формирования интереса к учебной деятельности — это возможность проявить в учении интеллектуальную самостоятельность и инициативность. Для этого в процессе обучения важно использовать вопросы и задания, которые требуют от студентов самостоятельных активных поисков, создавать проблемные ситуации, для решения которых у учащихся пока не хватает знаний, а значит, появляется потребность в получении новых.

Легкие задания и вопросы, не требующие умственного напряжения, не интересны, но и трудности должны быть посильными, преодолимыми, иначе интерес к ним тоже пропадет. 

Еще одно условие — учебный материал должен быть разнообразным, дающим возможность посмотреть на предмет изучения с разных сторон. В нем должна быть новая для учащихся информация, и при этом для ее освоения пригодятся ранее полученные знания.

Словом, мотивация учащегося разнородна, ее формирование и анализ — задача сложная. Для ее развития в ходе учебного процесса необходимо использовать побуждающие факторы. 

Методы повышения мотивации студентов

Методы повышения мотивации студентов к обучению можно свести к следующим группам.

Заключение

В завершение отметим, что мотивация студентов к учению непосредственно связана с мотивацией преподавателей к обучению, их умением выстраивать педагогическое общение с обучающимися на демократических принципах и использовать инновационные технологии проведения занятий в сочетании с глубокими знаниями преподаваемой дисциплины.