Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Как мотивировать преподавателей активно работать с библиотекой

Учебный процесс любого образовательного учреждения — школы, колледжа или вуза — невозможен без соответствующей литературы. Так выстраивается прочная связь между педагогами, которые выступают менторами, фасилитаторами, трансляторами знаний, и сотрудниками библиотеки, аккумулирующей эти самые знания. Достаточно ли хорошо налажен процесс их профессиональной коммуникации и как можно было бы мотивировать преподавателей активнее работать с библиотекой?

 

Представим себе такую ситуацию.

В некоем вузе города N учатся замечательные ребята, жадные до знаний. К счастью, все предметы — от высшей математики до лингвокультурологии — им преподают на очень высоком уровне. А еще на каждого студента выделена специальная литература, которую в любое время можно получить в библиотеке. В этой библиотеке всегда много читателей, все очень ждут новинки и четко обозначают, какие издания нужны.

Это утопия, скажете вы?.. А вот и нет: это некий золотой стандарт работы и библиотеки, и с библиотекой. Стремление к нему в итоге обогащает образовательный процесс и положительно сказывается на всех его участниках.

Не секрет, что у преподавателей и сотрудников академической библиотеки есть много схожих задач. И те, и другие развивают у студентов навык поиска и обработки информации, расширяют их кругозор, углубляют знания в профессиональной области, участвуют в подготовке и проведении студенческой исследовательской и проектной работы. Это масштабные задачи, которые гораздо эффективнее решать сообща, а не порознь. 

Как же приблизиться к вузу города N и наладить такое взаимодействие с преподавателями, которое увеличит число читателей,  а также повысит ценность библиотеки в глазах администрации вуза и его научно-педагогического состава?

Будьте более открытым подразделением

В вопросах установления прочных связей важна открытость: библиотеке нужно как можно больше говорить, чем она занимается и за какие вопросы отвечает. Преподавателю может быть сложно понять, чем особенно полезно знакомство с Ларисой Ивановной из информационно-библиотечного комплекса, если он не знает, что это именно она отвечает за заказ новой литературы или за работу с наукометрическими показателями.

Все-таки функционал современной вузовской библиотеки гораздо шире, чем может представляться со стороны, и компетентный руководитель это понимает: это полноценное экспертное и консультационное подразделение, которое занимается не только обеспечением учебной литературой, но и наукометрией, академической грамотностью, академической этикой, digital-коммуникациями, проектной деятельностью и т. д. Чтобы привлекать преподавателей к сотрудничеству во всех этих сферах, важно активно делиться своими успехами, наработками, на деле доказывать свою новую (обновленную и дополненную!) ценность для вуза.

Например, заявить о себе можно с помощью конкурсов профессионального мастерства. Первый (и пока единственный) подобный конкурс для сотрудников вузовских библиотек — «Лаборатория лидерства: лучший университетский библиотекарь». В 2022 году конкурс будет проходить с 25 апреля по 26 октября. Подробнее о каждом из его этапов, о положительных эффектах для отрасли и участников организаторы конкурса расскажут на специальном вебинаре 22 марта (зарегистрироваться на вебинар можно по ссылке).

Как еще библиотека может заявить о себе и укрепить отношения с преподавателями? 

Чтобы педагоги активно работали с книгами библиотеки и рекомендовали их студентам, они должны точно знать, какая литература в библиотеке есть уже сейчас. Делать обзоры новых книг удобно в виде электронных писем, которые приходят от библиотеки 1–2 раза в неделю. В e-mail-рассылках можно рассказывать о новых поступлениях, о наиболее востребованных изданиях, об обновлениях подписных ресурсов. Главное — все это должно быть сделано с ориентацией на пользу для преподавателя. Эти рассылки можно сегментировать по направлениям кафедр, поскольку с огромной долей вероятности нейробиологи и почвоведы ждут от библиотеки разные книжные новинки.

Электронная почта, с помощью которой можно информировать преподавателей о книгах в фонде библиотеки, — лишь один из возможных каналов коммуникации. Многие преподаватели и студенты, которые как раз и являются пользователями библиотеки, активно используют мессенджеры и соцсети. Такая коммуникация уже не односторонняя: лайки, комментарии, репосты, оперативные ответы позволяют ощущать близость к читателю и понимать его ценности и потребности. В этом выражается суть современной клиентоориентированности библиотеки: общаться с читателем там, где ему удобно. Кстати, изменения в графике работы библиотеки тоже удобнее выкладывать в соцсетях, а не только на сайте: так их точно увидит больше пользователей. 

Каналы коммуникации подразумевают не только цифровое взаимодействие. Часто большую роль играет офлайн-присутствие библиотеки. Здесь все очень просто: чтобы тебя где-то заметили, тебе надо где-то появляться. В ход идут мероприятия вуза (многие из которых можно проводить в самой библиотеке), библиотечные проекты, привлекающие других участников-преподавателей и коллег-библиотекарей. Интересный опыт — организация книжных выставок, которые привлекут руководителей кафедр. Полезным будет и личное знакомство с преподавателями: это могут быть встречи на кафедрах или небольшое тематическое обучение, проводимое библиотекой, например по наукометрическим показателям, что тоже актуально для педагогов. И им польза, и вас заметят, запомнят, попросят у вас помощи в следующий раз.

Основная деятельность библиотеки связана с комплектованием фонда, но когда мы говорим о библиотеке учебного заведения, то наполнение фонда должно соответствовать запросам читателей. Довольно эффективно на этапе планирования закупок взаимодействовать с преподавателями, уточнять, какая литература им нужна, какую книгу хотела бы получить их кафедра для своих студентов. Это задача непростая: не всегда педагоги могут четко обозначить, ресурсы какой ЭБС им более полезны или какие коллекции соответствуют их запросам, но здесь свое экспертное мнение может представить уже библиотека. В результате такой двухсторонней коммуникации и преподаватели лучше ориентируются в доступных ресурсах, и библиотека четко осознает потребности коллег-педагогов. 

Работа с книгами — основное направление деятельности библиотеки, но не единственное: чего только стоит многообразие библиотечных проектов! Как было упомянуто ранее, цель, которая стоит перед библиотекой учебного заведения, действительно, гораздо масштабнее: библиотека учит работать с информацией, правильно ее систематизировать и представлять, обрабатывать большое количество источников. Поскольку эта же цель стоит и перед преподавателями, логично заняться совместной деятельностью: подготовить образовательные курсы по работе с информацией, сделать дайджест по оформлению источников в списке литературы, проводить консультационные встречи в библиотеке. В долговременной перспективе от такого партнерства библиотеки и научно-преподавательского состава выигрывают все, в том числе, конечно же, и студенты. 

Таким образом, способов наладить взаимодействие с педагогами довольно много, более того, они все весьма очевидны. Надо больше общаться с преподавателями, приносить им пользу в рамках своей деятельности, открыто говорить о собственных возможностях, достижениях, планах — чего уж проще?.. Правда, бесспорно, эти базовые задачи на деле не так легко выполнить: сказывается и серьезная операционная нагрузка в библиотеке, и человеческий фактор, и наличие возможных барьеров и преград. Однако только такое планомерное взаимодействие с преподавателями и студентами приводит к развитию библиотеки и укреплению ее статуса как вузовского подразделения. 

Это необходимое  условие качественного образовательного процесса. Поэтому и вопроса «делать или не делать?» быть не может.