Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Как библиотеки могут повысить ценность вузовских исследований

Сотрудники университетов часто проводят важные исследования. Но научное сообщество не узнает о них, если к данным практически нет доступа. Корректной публикацией результатов исследований могут заниматься библиотеки.

 

Исследовательская деятельность университета приносит пользу тогда, когда её результаты легко могут найти другие учёные. И именно библиотеки могут повысить ценность научной работы вуза с помощью своего опыта по сбору, структуризации информации и обеспечению лёгкого доступа к ней. 

В распространении результатов исследований университета заинтересованы все стороны. Например, для руководства важно понимать отдачу от инвестиций в научную деятельность. Сотрудники хотят знать, чем занимаются их коллеги из других подразделений, чтобы найти потенциальных партнёров для междисциплинарных исследовательских проектов. Студентам это даёт возможность узнать, над чем трудятся преподаватели, и с кем из них взаимодействовать по интересующим их академическим вопросам. 

Однако базы, в которых университеты размещают результаты своих исследований, зачастую неудобны для использования. Опыт Университета Джорджии типичен для многих учебных заведений. Учреждение использовало репозиторий, в который преподаватели должны были вручную загружать данные и самостоятельно заполнять формы для облегчения поиска материалов. По словам заместителя руководителя библиотеки Джейсона Баттлза, это создавало и юридические, и технические препятствия для исследователей. «Преподавателям нужно было знать, как именно загружать и оформлять работы, а также что им разрешается публиковать с точки зрения авторского права», — пояснил он. Из-за подобных сложностей потенциал репозитория не использовался в полную силу. 

Среди преподавателей были вовлечённые и мотивированные настолько, чтобы не испугаться сложностей. Им библиотекари помогали с загрузкой данных исследований. Но интерес проявляли немногие. А это означало, что учёным из университета и за его пределами была доступна только часть исследований, которые велись в вузе.

«Более того, мы тратили много сил, чтобы убедить преподавателей загружать свои исследования. Этот ресурс мы могли бы потратить на более полезные вещи. Если мы используем репозитории, пусть они хотя бы будут более полезными как инструмент», — подчеркнул Баттлз.

В поисках лучшего подхода

Баттлз искал лучшие варианты для публикации данных, и это привело его к EsploroотExLibris. Университет уже использовал ExLibrisAlma как платформу для библиотечных услуг. Esploro — облачное решение для работы с исследовательскими данными, которое помогает университетам расширять научную коммуникацию и повышать видимость научных работ. Оно базируется на технологиях, которые автоматически собирают результаты исследований, что облегает заполнение и расширение хранилища. 

Сотрудники библиотеки Университета Джорджии «скормили» Esploro список исследователей вуза. Затем программа автоматически идентифицировала работы, опубликованные учёными в журналах, базах данных и других источниках, захватила метаданные для этих материалов и каталогизировала в Esploro. «Благодаря этому в Esploro у нас сейчас больше работ, чем было когда-либо в нашем прежнем репозитории», — подчеркнул Баттлз.

Исследователям всё ещё приходится размещать некоторые материалы вручную. Однако Esploro предоставляет очень простые формы для этого. «А когда преподаватели видят, как много данных уже есть в системе, это мотивирует их сделать эту информацию более полной», — добавил Баттлз.

Более продуктивная работа

Команда закончила внедрять Esploro к концу осеннего семестра 2020 года. Будущей весной они планируют показать преподавателям, как пользоваться системой. 

«Esploro задаёт новый тон. Преподавателям больше не нужно сражаться с технологиями при загрузке своих исследований. Новое программное обеспечение снижает порог входа для публикаций, — рассказал Баттлз. — Мы надеемся, это позволит нам выстроить более продуктивные отношения с нашими учёными и дать научному сообществу более целостную картину результатов исследований».

 

По материалам Library Journal