Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Инструменты онлайн обучения: как выбрать?

Как внедрить электронное образование и дистанционные образовательные технологии в реальный учебный процесс? На конференции «Технологии в образовании: обмен опытом дистанционного и смешанного обучения в школах и вузах» Александр Молчанов, возглавляющий компанию «Профессиональное электронное образование», поделился некоторыми секретами...

На счету Александра Молчанова — внедрение электронного образования в университетах МЭСИ (Московский госуниверситет экономики, статистики и информатики), МИРЭА (Московский госуниверситет информационных технологий, радиотехники и электроники), МосАП (Московская Академия предпринимательства при Правительстве Москвы)... Запустить систему дистанционного обучения для высшего образования он берется за 3 месяца. Но на вопрос, каков же идеальный рецепт смешанной модели образования, отвечает: «Его не существует. Сколько должно быть традиционного обучения, а сколько электронного — нельзя сказать заранее. Для различных видов образования и механизмы различны».

Отправные точки для анализа

Собираясь запускать образовательный продукт и выбирая технические решения, первое, что нужно сделать — проанализировать уже существующие в организации технические условия и возможности их модернизации или масштабирования. «В одном из университетов, куда мы пришли в качестве команды помощи, — рассказывает А. Молчанов, — анализ технических условий показал, что серверное оборудование и программное обеспечение, установленное на серверах, не обновлялось более трех лет, это означает, что использовать их для какого-либо инструмента небезопасно. Вы должны проанализировать, хватает ли компетенции у ваших системных администраторов для того, чтобы использовать те или иные условия, достаточен ли канал Интернета, необходимый для дистанционного обучения и т. д.».

Составление организационной и функциональной схемы проекта — самый интересный момент. От того, как вы организуете коммуникацию в учебном процессе и какие функции возложите на инструменты, будут зависеть требования к этим инструментам и их стоимость.

Следующий шаг — анализ технических решений на соответствие требованиям проекта и возможность кооперироваться с существующими системами внутри вуза, чтобы не получилось так: «Выбирая систему дистанционного обучения, вы проанализировали рынок и нашли систему номер один, отличную! — шутит А. Молчанов. — Но вы приносите ее своему системному администратору и слышите: „Нет, ее использовать не будем, потому что из нее никакие результаты обучения никуда не выгружаются“. На этом все ваши инициативы могут быть остановлены». Аналогично, планируя сетевое взаимодействие с другим университетом, необходимо обдумать, каким образом будут перетекать из университета в университет оценки, передаваться списки, как пользователи будут авторизоваться в той или иной системе и не наложит ли это них дополнительных обязательств по приобретению программного обеспечения.

Владение инфраструктурным решением проекта — существенный фактор для многих. Бóльшая часть руководства вузов желает, чтобы все технологии, которые применялись в вузе, располагались бы только на их серверах и дорабатывались только их сотрудниками. Причиной тому, возможно, иллюзия, что расположив решение у себя на сервере, можно обеспечить этим его сохранность. «Мой опыт работы показывает, что человеческий фактор присутствует всегда и решения утекают, — рассказывает А. Молчанов. — Надо понимать, что трудозатраты при обладании собственным сервером и собственной системой дистанционного обучения резко возрастают и скорее всего вам, как руководителю проекта, придется учитывать это в своей смете расходов».

Важный этап — анализ наличия ресурсов, в том числе кадров, для обеспечения запуска проекта. Проект по дистанционному обучению подразумевает, что пользоваться тем или иным решением будет далеко не один человек. «Проанализировав всех своих преподавателей и то, какими сервисами, документами они пользуются, — говорит А. Молчанов, — вы должны выбрать ресурс, в том числе и по готовности кадров перейти с одного инструмента на другой». Зачастую именно неготовность сотрудников может оказаться существенным ограничением и повлечь за собой дополнительное повышение квалификации.

Самый сложный вопрос — сопровождение проекта, как текущее, так и дальнейшее, как техническое, так и преподавательское. «Бывали ситуации, — вспоминает А. Молчанов, — когда преподаватель курс разработал, свое время потратил, но дальше сопровождать его не желает, в результате курс использовать вы не можете». Приходится решать вопрос: что делать с курсом дальше? Можно ли привлечь другого преподавателя к сопровождению курса или необходимо заложить в смету его переработку — все это влечет за собой дополнительные затраты.

Национальная платформа, собственные курсы или вебинары?

Национальная платформа открытого образования — объект больших дискуссий, тем не менее, ее материалы могут заменить некоторые виды традиционного учебного процесса. «Единственное, — напоминает А. Молчанов, — человека, который поступает на обучение, где вы будете использовать те или иные инструменты, желательно уведомлять об их использовании заранее, чтобы не возникало разочарование». Тем же, кто решится создавать собственный курс по предмету или блоку дисциплин, понадобится студийная съемка — киностудия и монтажная комната. «Может получиться не хуже, чем на Нацплатформе, — считает А. Молчанов. — Если вы можете эти затраты заложить в проект и понимаете, что они окупятся — прекрасно». Если вы не можете себе этого позволить, на помощь придут системы для записи вебинаров: «Мы записывали видеоролик хорошего качества и размещали на закрытом канале Youtube либо выкладывали на собственные сервера. Чем удобны собственные сервера — вы четко знаете, кто из ваших студентов зашел на сервер и просмотрел лекцию». Системы вебинаров Adobe Connect, ETutorium, Webinar.ru, Mirapolis — все они предлагают различные тарифные планы, которые можно подобрать под собственные цели. OpenMeeting и BigBlueButton — интересные «опенсорсные» решения, однако плохо работают на iPad. «Иногда гораздо дешевле бесплатного варианта заплатить определенную сумму, даже по подписке, — подсказывает А. Молчанов. — Вы можете пользование тем или иным вебинаром или системой, заложить в стоимость обучения и „разбросать“ ее по обучающимся. Каждый будет платить лишь несколько рублей, для студентов это неощутимо, а для вас бесплатно».

LMS — системы дистанционного обучения

LMS сейчас более 40, при выборе необходимо знать, на какие моменты обращать внимание. Например, несколько университетов используют систему Canvas — это целая философия дистанционного обучения, отличающаяся от остальных, однако специалистов, умеющих ее настраивать, мало, и они очень дороги. Moodle, OpenEDX — открытые бесплатные решения, есть и специалисты, которые их настраивают. WebSoft — российское решение, распространенное в коммерческом секторе, но в различных колледжах тоже есть его инсталляции: решение courselab от этой компании позволяет разрабатывать электронные курсы. Hypermethod — очень известная система c облачной версией, которая освобождает от необходимости тратить свои сервера; в функционал входят электронный деканат, учет успеваемости, работа с компетенциями; стоимость варьируется от задач, которые предстоит решать.

Электронные библиотеки: фрагменты электронных видеокурсов

Многие электронные библиотеки вкупе не только полностью закрывают все требования федерального образовательного стандарта, но некоторые предоставляют и интересные с точки зрения смешанного обучения возможности. «Юрайт и Библиоклуб, — говорит А. Молчанов, — предоставляют фрагменты видеокурсов к учебникам. Электронные видеокурсы можно встроить в свою систему дистанционного обучения. Это очень интересный функционал».

Смена парадигмы

Создание дистанционного образовательного проекта неизбежно изменит привычные модели работы абсолютно всех блоков вашей образовательной организации, ничто не останется нетронутым. «Нужно ясно понимать свои цели и задачи, — напоминает А. Молчанов, — и стоит ли вообще что либо „смешивать“ и куда либо выкладывать. Добавление даже одного или нескольких элементов в очную или заочную форму обучения приведет к изменению целевой аудитории. Если это одна из основных задач, если сегмент очных студентов уменьшается и вы хотите привлечь студентов из другого региона, то вы должны внедрять электронное обучение. Но если вы работаете с одной и той же целевой аудиторией, и вдруг дадите им новый инструмент, очень вероятно, что вы их потеряете».

Должно ли дистанционное обучение заменить традиционное заочное? Этот вопрос стоял и перед одним из университетов, внедрявших электронное обучение. «Мы не стали отменять, в результате на традиционном заочном учились студенты, которые не пришли бы ни на очное, ни на онлайн формат, а на онлайн курсах учились более 2000 человек, которые никогда бы не пошли на традиционную заочку, потому что не имели возможности приезжать на сессии. Условия меняются, а значит, меняется механизм, функционал, смысл работы».

Материалы по теме:

Закрытые открытые данные

Закрытые открытые данные

Пойдут ли открытые данные на пользу отечественному образованию? Как продвигаются дела в области открытых данных в России? На Пятом ежегодном хакатоне Open&Big Data в Санкт-Петербурге мы обратились с этими вопросами к специалистам в сфере Open Data: ИВАНУ ПЕЧИЩЕВУ, медиа-тренеру, доценту кафедры журналистики и массовых коммуникаций Пермского университета, и ИРИНЕ РАДЧЕНКО, доценту Университета ИТМО, эксперту в области открытых данных и журналистики данных.

Национальная платформа открытого образования: лицом к регионам

Национальная платформа открытого образования: лицом к регионам
Светлана Калмыкова, кандидат педагогических наук, начальник отдела мониторинга науки и образования Центра мониторинга науки и образования СПбПУ (Политех)

В России начала свою работу Национальная платформа открытого образования. Самые престижные отечественные вузы будут бесплатно обучать всех желающих онлайн и выдавать сертификаты успешно прошедшим тестирование. Как изменит будущее российского образования эта масштабная обучающая технология? Мы задали несколько животрепещущих вопросов представителям Политехнического университета.

Онлайн-курсы — инструмент образовательного маркетинга

Онлайн-курсы — инструмент образовательного маркетинга
Яков Сомов, руководитель проекта «Лекториум»

Культура обучения в обществе меняется. Массовые онлайн-курсы, хотя и не заменяют очного образования, но создают новые возможности для достижения образовательных целей. «Если вуз хочет набрать на первый курс много мотивированных студентов, он будет делать массовый онлайн-курс», — уверены на портале Лекториум.