Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Иностранцы в вузе: драйвер международного развития или формальный показатель эффективности?

Университетская среда окутана большим количеством формальных и бюрократических нюансов. Рейтинги и отчеты часто вынуждают пристальнее смотреть на показатели эффективности, чем на самих студентов, преподавателей и затруднения, с которыми они сталкиваются. Один из актуальных показателей — число иностранных студентов. В статье подробно рассмотрим, на что нацелен этот критерий и какие объективные факторы он не учитывает.

 

«Образовательный туризм», позволяющий поступить в университет в любой стране, и академическая мобильность студентов и преподавателей  — явление распространенное. Большая часть студентов приезжает в Европу, Великобританию, США. На долю двух последних государств с крупнейшими учебными и научными центрами и университетами суммарно приходится более 30% всех иностранных студентов, которые обеспечивают им постоянный доход.

Россия искренне старается занять свою нишу на этом рынке. По данным нынешнего года, сейчас в российских вузах обучаются 310 тысяч иностранных студентов. По данным прошлого года, общее число иностранных студентов составляло 315 тысяч человек (примерно 8% от числа всех студентов в России). 

Динамика очевидна: еще в 2014/15 году в отечественные вузы поступило 183 тысячи иностранцев. Однако, для сравнения, примерно в тот же период — в 2015/16 учебном году — в вузах США уже числилось более миллиона иностранных студентов.

Согласно нацпроекту «Образование», количество иностранных студентов в российских вузах к концу 2024 г. должно увеличиться до 425 000 человек. Кроме того, сейчас реализуется приоритетный проект «Экспорт российского образования», который призван закреплять бренд российского образования: конечно же, качественного, доступного и конкурентоспособного. Все это наглядно показывает, насколько увеличение числа иностранцев в студенческой среде актуально в масштабах всего высшего образования России.

Откуда приезжают иностранцы? По данным Минобрнауки, 85% иностранных студентов в Россию приезжают из стран СНГ: Таджикистана, Узбекистана, Киргизии, Казахстана. Кроме того, учиться приезжают студенты из Туркменистана, Азербайджана и Республики Молдова.

Довольное большое количество студентов приезжает из славянских государств:  Украины и Республики Беларусь. Также к странам, лидирующим по количеству приезжающих в Россию иностранных студентов, без сомнения, относятся Китай (29 617 студентов),  Индия (15 803), Египет (8 731).

Кроме того, в Россию едут учиться из Ирана, Индии, Южной и Северной Кореи, Египта, Марокко, Вьетнама и США, из Исландии, с Мальты и из Гондураса.

Куда чаще всего поступают иностранцы? Самый популярный вуз для иностранцев по-прежнему Российский университет дружбы народов. За ним следует Казанский федеральный университет, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого и Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. Кроме того, иностранцы активно поступают в НИУ ВШЭ, Сеченовский Университет, ТПУ, ТГУ, ИТМО. Все чаще встретить иностранного студента можно в не столичных городах: Новосибирск, Пермь, Калининград, Владивосток. 

Почему для них привлекательны российские вузы? В большинстве случаев выбор падает на крупные университеты, которые делают ставку на международное развитие, с одной стороны, а с другой — предлагают относительно комфортные условия для поступления. Российскому высшему образованию сложно конкурировать с элитными учебными заведениями Великобритании или США по качеству обучения, однако относительно легко — с вузами стран СНГ. 

Сами вузы, отвечая на вопрос о том, почему для иностранцев привлекательно российское высшее образование, говорят в том числе о русском менталитете и многонациональной истории страны, что позволяет чувствовать себя комфортно студентам разных этносов и с разными религиозными взглядами.

При этом престиж российских высших учебных заведений часто является не основным привлекательным фактором. Во многом решающим аргументом для поступления в вуз в России будет комфортная (низкая относительно других стран) стоимость обучения. Например, в Америке средняя стоимость обучения в год составляет порядка 40 тысяч долларов. Немаловажно для абитуриента и наличие общежития, стипендии и материальная помощь, а главное — привлекательные программы обучения.

Иностранные студенты поступают на инженерные программы, медицинские, экономические и языковые специальности. Например, по результатам прошлого года, практически 20% студентов выбрали нефтегазовое дело, машиностроение, ядерную энергетику, теплоэнергетику, электронику, радиотехнику, фотонику , авиационную и ракетокосмическую технику, нанотехнологии и другие физические и технические направления. Более 20% (20,46%) студентов-иностранцев учатся по медицинскому направлению: клиническая, фундаментальная, профилактическая медицина, науки о здоровье, сестринское дело, фармация.

Не все из этих студентов владеют русским языком: многие учатся на англоязычных программах. Такая возможность — конкурентное преимущество для вуза, который решил активно привлекать иностранных учащихся.

Зачем это вузам? Подобное международное взаимодействие может активно развиваться только в одном случае: если в этом заинтересованы обе стороны. Поэтому, определившись с целью иностранных абитуриентов, важно понимать и цели принимающей стороны.

Российские вузы значительный период времени обучали иностранцев. Это период соответствует времени существования СССР, где образование было доступно для разных этносов и народов, сейчас разделенных государственными границами стран СНГ.  Тогда такое взаимодействие было показателем силы и открытости страны, ее многонациональности, этнического разнообразия и толерантности по отношению к другим народам и народностям.

С течением времени ситуация несколько изменилась. И по сей день приезжают студенты из стран СНГ, но сейчас это скорее наиболее логичный, очевидный и инерционный путь развития для России в направлении международного взаимодействия, при том что некоторые вузы делают ставку именно на него (например, существуют отдельные «Программы содружества», по которым выделяются квоты для студентов из стран СНГ). Однако более престижным для вуза является обилие иностранных студентов из совсем далеких стран: Европа, США, Китай, Латинская Америка, Африка. Вот эти-то иностранцы так иностранцы!..

Чтобы привлечь таких студентов, не только создаются программы обучения на иностранных языках (в абсолютном большинстве на английском), формируются подготовительные факультеты по изучению русского языка как иностранного, вводится грантовая поддержка от Минобра, но и создаются выездные приемные комиссии (например, как в случае с Томским государственным университетом, приемная комиссия которого приезжает в Таджикистан, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан) для проведения профориентационных мероприятий и вступительных испытаний для студентов-иностранцев.

Зачем же предпринимать столь трудозатратные шаги?.. С одной стороны, речь идет о дополнительном финансировании: как от абитуриентов, если они поступают на платные программы, так и от государства при поддержке такой вузовской инициативы. Пожалуй, второй аспект более актуален для вузов: сегодня наличие студентов-иностранцев — важный показатель эффективной работы учебного заведения, доказательство его академической привлекательности. 

Возможно, именно поэтому данный пункт — количество иностранных студентов — включен наряду с увеличением числа молодых ученых, количества публикаций в авторитетных научных журналах, доли НИОКР, качеством трудоустройства выпускников вузов и пр. в программу стратегического академического лидерства «Приоритет—2030».

Программа «Приоритет—2030» была разработана Минобрнауки России и презентована на недавно прошедшем Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ’21). В программе, как уже было отмечено, среди прочих критериев для конкурсного отбора вузов значится и такой пункт: «Доля иностранных граждан и лиц без гражданства, обучающихся по образовательным программам высшего образования в общей численности обучающихся по образовательным программам высшего образования (очная форма обучения)».

Поэтому можно предположить, что в ближайшие десять лет это направление деятельности российских вузов — международное направление — станет лишь более актуальным.

В настоящем году с выполнением этого показателя связан ряд трудностей. Во многих учебных заведениях есть так называемый «подфак» — подготовительный факультет, довузовская подготовка, в процессе которой студенты изучают в течение года русский язык, чтобы потом на нем учиться. Однако из-за пандемии и сложностей с сообщением между государствами 

количество абитуриентов из других стран снизилось. Поскольку именно они в перспективе через год должны были поступать на выбранные направления подготовки, то встает закономерный вопрос, сколько будет этих студентов, насколько хорошо они будут владеть языком.

Этот важный вопрос: приглашать не просто иностранных студентов, а подготовленных и замотивированных иностранцев, — поднимал и Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков. По его словам, в России 310 тысяч иностранных студентов, и только 10 тысяч из них обучаются на программах аспирантуры, то есть являются кадрами высшей квалификации. 

Вопрос квалификации и компетенций приглашенных студентов ничуть не менее важен, чем количество иностранных абитуриентов.

Однако, видимо, к его решению в масштабах всей страны и сотен ее вузов мы подойдем еще не скоро: пока ставятся количественные, а не качественные цели, и они и достигаются.